Лайфстайл

Участие малого бизнеса в государственных закупках. Какие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках

Бизнес, основанный на государственных закупках, с каждым днем набирает популярность. С его помощью можно реализовать товары и услуги, предоставляемые вашим предприятием, а также заработать приличные денежные средства. При этом спрос на данном рынке стабилен и имеет большие объемы.

Государственные закупки – способ размещения заказов на оказание различных видов услуг, предоставления определенного вида ресурсов, или реализации оговоренных в документе работ в строго указанные сроки. Договор подписывается с победителем торгов, который смог предложить свои услуги с наиболее выгодными условиями для заказчика.

Использование таких взаимоотношений приносит пользу обеим сторонам. Государство получает наиболее качественных исполнителей.

Бизнес – денежное вознаграждение за проделанную работу и возможность постоянно совершенствовать свои услуги в связи с довольно серьезной конкуренцией. Участником таких торгов может выступать любое юридическое и физическое лицо.

Общие принципы и правила участия в госзакупках рассмотрены в этом видео:

Способы проведения государственных закупок

Рынок государственных закупок делится на следующие виды:

  • Государственные закупки с помощью аукционов
  1. Электронный аукцион
  2. Аукцион закрытого типа
  3. Аукцион открытого типа
  • Конкурсная основа
  1. Закрытый
  2. Открытый

Электронный аукцион производится в электронной форме на специализированных сайтах, который проходит аккредитацию Министерством экономического развития РФ. Вся данные о проведении данного вида аукциона, его ходе и результатах размещаются на электронных площадках. Как участвовать в электронных торгах и что нужно учитывать – читайте .

Аукционы закрытого и отрытого типа различаются только тем, что заявки остальных участников неизвестны аукционерам. Они подаются в специальных конвертах, в аукционах открытого вида все происходит наоборот. Все заявки становятся известны участникам.

Наиболее используемым видом закупок является открытый конкурс. Участие в нем может принять любой желающий, а информация о них публикуется в специализированных изданиях. Участники конкурса должны подать заявки соответствующие требованиям проведения данного мероприятия.

Победитель, обеспечивший самые выгодные условия, определяется комиссией. Конкурс считается не состоявшимся, если на него оформлена только одна заявка. В случае если переговоры с победителем заходят в тупик, предпочтение отдается следующему по привлекательности кандидату.

Закрытый конкурс отличается от открытого лишь в способе отбора участников. Участие в нем могут принимать исключительно приглашенные поставщики.

Плюсы и минусы государственных заказов

В любой сфере деятельности есть свои положительные и отрицательные моменты, и если использовать первые по максимуму и не бояться вторых, то дорога к вершинам может оказаться не только успешной, но и приносить удовольствие. Давайте разберемся во всех подводных камнях выбранного нами бизнеса.

К несомненным плюсам работы с государственными заказами можно отнести то, что форс-мажорные ситуации и риски при работе с государством сведены к минимуму. Реализовывается это за счет максимально прозрачной системы расхода средств и всех производимых процедур. Также позитивным моментом является гласность проводимых процедур.

Большую роль играет и то, что государство старается активно помогать и расширять границы в данной отрасли, так как, отдавая заказы сторонним фирмам и стимулируя их рост, оно также укрепляет экономическую стабильность и создает здоровую атмосферу внутри страны.

К сожалению, идеалов не существует, и каждая система имеет свои минусы. Так же происходит и на рынке государственных закупок. Большинству предприятий предлагающих инновационную продукцию, несмотря на всю перспективность их услуг, довольно сложно пробиться до получения стоящих заказов.

Государство в большинстве случаев старается выбирать проверенные продукты и услуги. Хотя в последнее время ситуация в данном направлении меняется в лучшую сторону.


Основные принципы осуществления государственных закупок.

Уровень проведения торгов и наличие грамотных специалистов в данной сфере также пока желает оставлять лучшего. Из этого вытекает проблема с невозможностью контролировать качество закупки, что вынуждает оценивать качество предоставляемых услуг уже в процессе эксплуатации.

В связи с перспективностью данного рода деятельности на рынке учащаются случаи махинаций, появления на рынке преступных группировок и практики «откатов» за получение особо прибыльных заказов.

Как и чем регулируются госзакупки

Существует определенный список законов, которые совершают функцию регулирования отношений на данном рынке:

  • Закон № 44-Ф3 о контрактной системе – регламентирует способы и порядок реализации закупочной деятельности.
  • Закон № 223-Ф3 о закупках отдельных видов юридических лиц – вступает в силу в случае формирования денежных средств заказчика не из федерального бюджета или заказчик является коммерческой компанией с государственным участием.
  • Закон № 135-Ф3 о защите конкуренции – обеспечивает единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, защиту конкуренции и предоставление условий для эффективной работы товарных рынков.
  • Закон № 63-Ф3 об электронной подписи – регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг.

Все законы помогают строго регламентировать очередность реализации и способы закупочной деятельности. Информация о закупках, ответы на вопросы участников и внесение изменений находятся в свободном доступе.

Функция мониторинга в сфере закупок возложена на Минэкономразвития. Он проводится путем постоянного сбора информации, которая в дальнейшем подвергается многосторонней оценке.

На основании закона №44-Ф3, в некоторых случаях госзакупки подвергаются общественному обсуждению. Перечень таких случаев устанавливается правительством.

Пошаговая инструкция по участию в госзакупках

Давайте поэтапно разберемся, как нам начать свой бизнес и что следует делать в первую очередь. В 21 веке наиболее перспективным вариантом будет работа с электронными ресурсами.

К их несомненным плюсам можно отнести отсутствие сложностей с реализацией таких вещей как отслеживание тендеров, облегченная форма взаимодействия с рынком и множество других положительных моментов. Исходя из этого, предпринимателю нужно выполнить следующие действия:

  • Получение электронно-цифровой подписи. Согласно законодательству многих стран, в число которых входит и РФ, электронно-цифровая подпись приравнивается к обычной подписи директора. Соответственно она необходима при использовании интернета. – читайте инструкцию по ссылке.
  • Для получения доступа к тендерам, предпринимателю надо также пройти процедуру аккредитации. Нужно заполнить регистрационную форму, представить учредительские документы (устав, доверенность для принятия участия в торгах, выписка из государственного реестра).
  • Определиться с площадкой, на которой предприниматель собирается искать свои заказы. Ее выбор дела вкуса и единственная важная вещь – наличие аккредитации.

Подготовительные этапы завершены, и следующие действия предпринимателя должны быть такими:

  • Пополнение счета, который будет привязан к торговой площадке, так как при наличии нулевого баланса подача заявки не будет осуществлена. Минимально необходимая сумма должна составлять 5% от стоимости вашего тендера. Как открыть расчетный счет и какие документы потребуются – узнайте .
  • Заполнение заявки. Она состоит из двух частей: информационной, в которой содержится вся необходимая документация и сведения, и анонимной. В ней описываются услуги, условия, а так же другие данные по сделке которые заказчик сочтет необходимыми для выполнения.

Полезные правила для новичков

Из сказанного выше можно сделать вывод, что при желании, малый и средний бизнес имеет обширные возможности заработка. А при выполнении некоторых условии можно в разы повысить вероятность успешного старта. Для этого необходимо составить бизнес-план, который значительно облегчит поэтапное развитие вашего бизнеса.

Необходимо следить за интересующим вас заказом на всех этапах и не бросать дело на самотек. Ведь существует вероятность, что заказчик в последний момент поменяет условия и нужно быть готовым к этому.


Основные способы проведения госзакупок.

В том случае если заказчик выставляет цену, ниже рыночной, нужно быть с ним более аккуратным. Это может указывать на его не добросовестность. Не стоит игнорировать отзывы людей о том или ином заказчике и по возможности изучать их как можно более тщательно.

Будет полезно посетить семинары и обучающие мероприятия, проводимые более опытными игроками, которые имеют желание делиться своим опытом. Это поможет избежать множества мелких неприятностей, которые могут попасться вам на вашем пути.

Какую поддержку малого и среднего бизнеса осуществляет государство и какие существуют источники – читайте по ссылке.

Это покупка государством товаров, работ или услуг.

Госзакупки такой же рынок товаров и услуг с одной оговоркой: покупателями являются государственные, региональные и муниципальные предприятия и организации. Им тоже нужны обычные скрепки и карандаши, медицинские препараты, офисная мебель или собственный сайт. Им нужно обслуживать и реставрировать здания, вывозить мусор и прокладывать интернет и телефонию.

Проще говоря, госзакупки есть в любой сфере и в любом регионе. Они интересны бизнесу, потому что государство - хороший партнёр. Поставщиком может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Деньги на госзакупки заложены в бюджете, поэтому вам гарантированно заплатят за поставленный товар или выполненную услугу.

Зачем участвовать в госзакупках?

Это хороший рынок сбыта.

Государственные организации - значительная часть нашей экономики. По данным ФАС, доля государства в ВВП России увеличилась в два раза за 10 лет. В 2005 году она составляла 35%, а в 2015-м - 70%.

Кроме того, это поднимает уровень доверия к вашей компании и хорошо влияет на репутацию. Поэтому не стоит упускать из внимания столь значительный пласт экономики.

Я ничего не понимаю в госзакупках. Как в них участвовать?

Госзакупки бывают разного объёма. Если стоимость закупок более 100 тысяч рублей, информацию о них выкладывают на сайте zakupki.gov.ru . Ищете подходящий конкурс, подаёте заявку и участвуете в электронном аукционе. Это не такой лёгкий процесс, но если хотите побороться за значительную часть рынка, то стоит в этом разобраться. Главное - наберитесь терпения.

Есть более простой способ участия в госзакупках, без конкурсов и аукционов. Он интересен малому и среднему бизнесу из-за упрощённой процедуры участия и небольших сумм контрактов. Выглядит это так: вы предлагаете свой товар или услугу государственному учреждению, а оно выбирает поставщика и заключает контракт.

Такой вариант закупок возможен в случае, если их стоимость не превышает 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят образовательные организации или учреждения культуры: зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, театры, филармонии, библиотеки и так далее). Такие закупки называются закупками малого объёма.

Как участвовать в закупках малого объёма?

Дело в том, что, согласно № 44-ФЗ, который регламентирует госзакупки, информацию о закупках малого объёма можно нигде не публиковать. Считается, что они несущественны и проводить аукционы из-за таких сумм нецелесообразно. Поэтому государственные заказчики обычно ищут товары без конкурса (зачастую выбирая не самое выгодное предложение и неэффективно расходуя бюджетные деньги), а предприниматели не могут предложить свои услуги.

Москва пошла по другому пути. Чтобы сэкономить бюджет и привлечь малый и средний бизнес к госзакупкам, руководство города создало единый портал поставщиков. Ни одно государственное или муниципальное учреждение Москвы не может заключить контракт по закупкам малого объёма, минуя сайт. Если проводить аналогию, то вы не сможете купить хлеб, не сходив за ним в магазин.

Портал поставщиков Москвы ориентирован как раз на закупки малого объёма до 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят учреждения культуры или образовательные организации). Кроме того, на портале проходят бесконкурсные закупки лекарств по решениям врачебных комиссий.

И что такое портал поставщиков Москвы?

Это интернет-площадка, на которой город размещает информацию о закупках малого объёма и открывает доступ малому бизнесу к рынку сбыта товаров и услуг с оборотом около 20 миллиардов рублей в год.

ИП и малый бизнес участвуют в госзакупках Москвы без аукционов и лишних заморочек. Любой может разместить на портале оферту, а городские заказчики (их более 2,5 тысячи) выбирают наилучшее предложение. По сути, это магазин, где вы размещаете свои товары или услуги, предлагая их государству.

Госзакупки на сайте проходят в электронном виде. Просматривайте заказы и предлагайте свои услуги государственным и муниципальным организациям и учреждениям не выходя из дома.

Фишка портала в том, что все данные по закупкам открыты и всё прозрачно. Вы можете посмотреть:

  • Планы закупок госорганов и учреждений на ближайший год (в разделе «Планы »).
  • Предложения и цены конкурентов (в разделе «Оферты »).
  • Историю сделок по каждому зарегистрированному поставщику или заказчику (в разделе «Закупки »).
  • Заключённые контракты (в разделе «Контракты »).

В сфере госзакупок малого объёма появились чёткие и понятные правила, которые может изучить любой предприниматель. Шанс получить госзаказ в такой системе гораздо выше: изучаете рынок и предлагаете лучший вариант из имеющихся. При этом вы не снижаете цену ниже рыночной, не работаете себе в убыток, а продаёте товар или услугу по справедливой цене.

Это же просто видимость честных закупок, разве нет?

Нет, закупки проходят честно, без знакомств и блата. 93% зарегистрированных на сайте предпринимателей получили госзаказы и стали поставщиками.

Честность достигается благодаря прозрачности, открытости, электронному документообороту и понятным процедурам. Как раз для этого на портале и открыты все данные по предыдущим контрактам. Всё можно проследить и, если что-то нечестно, обратиться в ФАС. Нарушения чреваты большими штрафами и уголовной ответственностью.

Это крутое решение для госзакупок, которое применяют в странах ЕС и других развитых странах. Например, в первую пятёрку стран-лидеров по индексу восприятия коррупции в 2016 году вошли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Швейцария, которые придерживаются схожих принципов при госзакупках.

Если вы всё равно не верите в честность закупок на портале, цифры говорят сами за себя: за 2016 год Москва сэкономила на госзакупках около 37 миллиардов рублей, возглавив Национальный рейтинг прозрачности закупок.

Убедили. Как стать поставщиком?

Чтобы стать поставщиком, надо выполнить несколько шагов.

Тендер – многим это слово до боли знакомо. Сразу приходят на ум госкомпании, аукционы, заявки, коррупция… У каждого найдется масса отговорок, чтобы не участвовать в тендере. Многие компании считают, что все заранее поделено, а в ТЗ (техническом задании) специально заявлены условия, которые подходят только «своим» заказчикам. Однако мифы о тендерах сильно преувеличены. И если хорошенько разобраться в этой «кухне», то можно построить успешный и перспективный бизнес на тендерах.

Что такое тендер?

Это процедура, которую заказчик проводит для поиска лучшего поставщика. Он приглашает к участию всех желающих и объявляет так называемый конкурс. Победит тот, кто предложит товар с наилучшими характеристиками (цена, качество, параметры и т.д.). Та фирма, которая обойдет остальных соревнующихся, получает право реализовать свои товары или услуги.

Несмотря на довольно сложный процесс, отказываться от участия в тендерах не стоит. Ведь это единственный способ продать большую партию продукции государственным компаниям и крупным частникам. Например, партия халатов для поликлиники или несколько десятков компьютерных столов школе. Такие товары покупаются только через аукционы. Выходит, что многие компании по своей воле отказываются от огромного числа клиентов.

Как использовать тендеры для малого бизнеса?

План по реализации этой бизнес идеи довольно прост. Вы хорошенько изучаете процесс участия в тендерах, узнаете все подводные камни, знакомитесь с законодательной базой, после чего предлагаете услуги посредничества фирмам, которые самостоятельно не рискуют участвовать в торгах.

Выгоду получают обе стороны. Компании не придется держать в штате самостоятельную единицу (специалист по участию в тендерах), а вы получите возможность заработать на вознаграждении за оказание такой услуги.

Чтобы открыть такое дело, понадобится всего лишь компьютер с доступом в Интернет и ваше желание зарабатывать. Заниматься этим бизнесом можно прямо у себя дома, а встречи с клиентами проводить на их территории.

Реализация идеи сводится к двум этапам:

  1. Поиск существующих тендеров
  2. Участие в тендере от лица компании.

Итак, вы регулярно просматриваете все сайты, где проводятся электронные торги, а затем предлагаете компаниям принять участие в той или иной закупке.

Что касается заработка на тендерах, то здесь важно установить ценовую категорию, которая будет выгодна продавцам. Многие компании подписываются на интернет-сайты, где появляется свежая информация о тендерах. Стоит такая подписка от 8 до 20 тысяч рублей. Посредник же готов сотрудничать за 600 рублей в месяц. Возможно, вам такая сумма покажется слишком маленькой, но ведь клиент будет не один. И цена эта включает лишь поиск подходящих тендеров. Если же брать еще вознаграждение за участие в торгах от лица компании, то расценки будут значительно выше.

Посредники с опытом, как правило, одновременно работают с 40-50-ю компаниями. Несложно подсчитать, что любой желающий при грамотном подходе получит весьма неплохую прибыль.

Если вы хотите, чтобы с вами сотрудничало как можно больше компаний, важно создать подходящий имидж. И в этом поможет в том числе грамотная рекламная кампания.

В первую очередь понадобится собственный сайт с качественным контентом и дизайном. Свои услуги можно предлагать не только на сайте, но также в журналах, посвященных бизнес-тематике, и в Интернете.

Этапы сотрудничества

Итак, приблизительные шаги вашей посреднической деятельности в реализации плана по проведению тендеров будут выглядеть следующим образом:

  1. Поиск тендеров.

Подбор актуальных тендеров для своих клиентов по различным критериям: характеристики товаров, ценовые диапазоны, местонахождение и т.д.

  1. Получение электронной подписи и аккредитации.

Для своего клиента вы получаете электронную подпись, без которой невозможно участие в тендерах. Также осуществляете прохождение аккредитации на торговых площадках.

  1. Подготовка заявки.

Производите подачу заявки, запрос предложений, котировок и т.д. Осуществляете консалт клиентов на всех этапах проведения торгов. Основные действия выполняете вы, от клиента лишь требуется информационная поддержка о его деятельности и продукции.

  1. Участие в тендере.

Торги проходят в режиме онлайн. Решение о ценовом предложении принимает клиент. При этом он во время тендера может находиться где угодно. Все этапы проходите вы сами и действуете от лица фирмы.

  1. Заключение контракта.

В случае успешного участия в торгах вы составляете для компании закупочную документацию.

Посредник — это основное действующее лицо при участии в тендере

Личный опыт

Несколько лет назад решили вместе с женой открыть бизнес по участию в тендерах от лица различных компаний. Офис был не нужен, клиентов мы искали сами, то есть и не рекламу не тратились. Жена занималась бухгалтерией и общалась с производителями и поставщиками товаров. К слову, прямые контакты дали нам отличную базу клиентов с низкими ценами и минимальными сроками поставок. Первый год мы работали по предоплате, затем, когда о нас узнали, стали получать товарный кредит.

Я занимался общением с клиентами, поездками к поставщикам. Накладные расходы были минимальными. Договаривались заранее работать со склада поставщика либо делать по 2-3 отгрузки. Это позволило мне не покупать грузовую машину и не брать в аренду склад. При необходимости нанимал водителей-экспедиторов. Финансовая часть составила 600 000 рублей заемных средств. Налогообложение – упрощенная система.

Первое время были опасения, что бизнес этот слишком сложный. Но все оказалось гораздо проще. Я копировал объявления о конкурсе и техзадание, после чего отправлял поставщикам запрос, есть ли у них такая продукция и по какой цене. И сразу становится ясно, есть ли смысл участвовать в конкурсе.

Первое время работали через trade.su. Оплатили подписку. Стоила она 100 тысяч рублей в год, зато получали еще и консультации, а также помощь в подготовке документов для участия. На сайте отображалась информация о заказчике: кто ранее играл в его тендерах, кто выигрывал, на каких условиях, были ли соблюдены условия договора.

Были разные ситуации с нечестными на руку участниками. Например, поставка на 300 000 рублей, а побеждает участник с разницей в 50 рублей. Сразу становится понятно, что это далеко не случайность. В общем, тендеры – огромное поле для различных нечестных действий со стороны заказчика. Даже если ты подаешь заявку с хорошим предложением, это не дает никаких гарантий. За сутки до окончания приема заявок секретарь или другой специалист, который осуществляет сбор конкурсных предложений, может сообщить компании, с которой договорные отношения, о том, какую цену нужно вписать в их заявку. Но все эти махинации можно заметить, если постоянно анализировать и собирать информацию.

На самом деле, все не так страшно, как кажется. И мой опыт говорит, что лучше всего сотрудничать с учреждениями здравоохранения. В таких организациях действительно заинтересованы в цене, но без ущерба качеству.

Если у вас остались вопросы по данному виду бизнеса или имеется свой опыт в такой области, мы ждем ваши комментарии. Нам важно любое ваше мнение!

Госзаказы, которые пугают малый бизнес

Чем невыгоден госзаказ для малого бизнеса

В условиях кризиса государство стало самым надежным и желанным всеми покупателем. Казалось бы, предприниматели всех мастей должны биться не на жизнь, а на смерть ради победы в различных тендерах на поставку своей продукции государственным структурам. Но практика в очередной раз разошлась с теорией. Оказалось, что госзаказ невыгоден малым предприятиям и они бегут от него.

Причина такого явления - структура системы государственных закупок в России. Она вынуждает предпринимателей на начальном этапе оформления госзаказа становиться кредиторами государства. Прибавьте сюда все прочие гарантии и получите, по подсчетам экспертов, увеличение итоговых расходов компании до 150 процентов от стоимости контракта.

«С одной стороны, государство усиливает экономическую защиту заказчика: обеспечение заявки, госконтракта, отсутствие аванса, - говорит председатель комитета по госзакупкам общероссийской организации «ОПОРА России» Валерий Малиновский. - С другой стороны, эти требования тормозят участие бизнеса в государственном заказе. Снижается конкуренция, повышается коррупция».

В настоящее время от компаний, получивших госзаказ, зачастую требуют денежное обеспечение в размере 30 процентов от суммы контракта. И это не просто прихоть чиновников. Таким образом, государство защищается от недобросовестных поставщиков. Согласитесь, ведь куда сложнее компании исчезнуть после получения авансового платежа, если в залоге у заказчика лежит внушительная сумма ее денег.

Схема вполне логичная и имеющая право на существование. Если бы ни одно но. А этим «но» является тот факт, что Минэкономразвития и антимонопольщики, по словам Валерия Малиновского, рекомендуют государственным заказчикам не платить аванс, дабы не стать жертвой мошенников. В итоге государство получает от предпринимателей беспроцентный кредит, средства на который были изъяты из оборота компании. А что значит для небольшого предприятия взять и вывести из оборота более-менее солидную сумму, объяснять не стоит.

Участники рынка подчеркивают, что бывают случаи, когда государственный заказчик требует от небольшой компании денежное обеспечение контракта, причем весьма крупного, но в итоге не платит даже аванс. И получается, что исполнитель в течение нескольких месяцев выполняет контракт исключительно за свой счет (не забываем, что часть денег компании еще и находится в залоге у государства).

Мало того, предприниматель не избавлен от риска, что конечный результат не устроит заказчика по тем или иным показателям. Ощутимые финансовые потери в такой ситуации практически неизбежны, даже если предприниматель получил весьма крупный государственный заказ.

Впрочем, не смотря на столь пугающие цифры, интерес малого бизнеса к государственному заказу очень велик. Так, по предварительным оценкам ФАС, доля участия малого бизнеса в государственном заказе составляет не менее 30 процентов. При этом законодательно квота малых предприятий здесь определена в 10-20 процентов.

Но аналитики готовы поспорить с такими цифрами. Например, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов считает, что интерес частных предпринимателей к государственному заказу невелик, а одна из причин этого - сложившийся стереотип коррумпированной системы.

«Бизнесмены думают, что госзаказ - очень коррупционная сфера, - говорит Алексей Шестоперов. - Как следствие, они не видят там возможности выигрыша».

Расходится с цифрами ФАС и мнение председателя совета директоров МТС «Фабрикант.ру» Сергея Габестро. Он уверен, что малый бизнес находится за бортом госзаказа, практически не участвуя в нем.

Причиной такой ситуации Сергей Габестро считает 94-ый закон, регулирующий вопрос государственных закупок. По его мнению, дабы произошел рывок, данный закон стоит отменить.

«Даже Гражданский кодекс может регулировать систему более эффективно, - Уверен Сергей Габестро. - Чиновники так увлеклись борьбой с недобросовестными участниками, что практически отрезали от рынка малый и средний бизнес, заставив предпринимателей выстраиваться в единую очередь в Сбербанк за кредитом».

По словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, сложившаяся система отражает, во-первых, продолжающийся кризис доверия в мировой экономике. Ставки банков, для малых и средних предприятий, к примеру, по-прежнему выше докризисных, ужесточились и требования к заемщику. Собственно государственная политика в области госзаказа отражает эту тенденцию в мировой экономике.

Во-вторых, существуют системные проблемы управления российской экономикой регуляторами. Они связаны с тем, что в условиях ослабления государственного контроля над финансовыми и сырьевыми потоками в российской экономике в ней усиливаются тенденции формирования "сильных" и "слабых" отраслей. При этом инвестиционный капитал концентрируется в избранных отраслях экономики, это финансы, девелопмент, розница, добыча и переработка сырья. Усиливается теневая, спекулятивная направленность инвестиций. Для решения этой проблемы, каких то изменений административно законодательного характера, в том числе в области госзаказов, будет не достаточно. Необходимо увеличение государственных инвестиций, создающих в производственном секторе базу для долгосрочных, прямых вложений, изначально более "прозрачных" по своей сути.

«Естественно, до определенного момента такая практика ведет к росту конкуренции среди малых предприятий, их укрупнению, параллельно, в российских условиях растет коррупционная составляющая данного процесса, - подчеркивает Александр Осин. - Его сложность и "не прозрачность" поддерживают такую тенденцию. В дальнейшем, мы действительно можем получить существенное сокращение активности инвесторов аукционов госзаказа».

Как рассказали в одной крупной веб-студии, пожелавшей не афишировать свое название, для них опыт участия в госзаказе оказался двояким.

«Мы выиграли несколько тендеров в Сибири на разработку сайтов для государственных учреждений, - говорит директор студии. - Но это скорее были исключения из правил. В большинстве случаях госзаказ получали другие компании, иногда без громкого имени и предлагавшие более дорогие и менее технологичные решения. При этом не могу сказать, что мы хорошо заработали на госзаказе. Прибыль с этих сайтов была ниже, чем с аналогичных проектов, создаваемых для коммерческих структур. Для нас это было, скорее, вопросом престижа и поводом громко заявить о себе в регионах, где наши позиции не самые сильные. Будем ли еще раз бороться за госзаказ - это пока вопрос открытый».

Еще предприниматели жалуются и на то, что после их «засветки» в системе госзаказа, различные проверяющие органы просто срываются с цепи.

«Мы несколько раз участвовали в госзаказе, причем далеко не всегда его получали, но всегда к нам приходили те или иные надзорные органы с очередной проверкой, - говорит директор небольшого производственного предприятия из Астрахани. - При этом проверки проходили с особым пристрастием, а нарушения пытались найти даже там, где их никогда не было и быть не могло».

Сергей Семенов

С наступлением кризисных явлений в стране самым уязвимым сегментом экономики является малое предпринимательство. Несмотря на способность приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, именно оно исчезает с рынка первым. Единственное, что может не допустить ликвидации таких предприятий – это госзаказы для малого бизнеса.

Разновидности торгов

Как показывают исследования, минимальная доля государственных заказов должна составлять 10-22% от их общего количества. Отношение предпринимателей к такому виду государственного стимулирования малого бизнеса весьма двояко. Одни расценивают госзаказы как хороший способ расширить рынок, другие же не хотят связываться из-за большого количества сложных моментов.

Сам термин «госзакупки» означает заказы государственных или муниципальных структур на промышленные и продовольственные товары, вооружение, технику, услуги у предприятий, их производящих.

Как правило, проводится отбор таких компаний на основе конкурса или так называемого тендера. В России же большее распространение получил термин «размещение заказа».

В данный момент выделяют пять разновидностей государственных закупок:

  • электронные аукционы. Проводятся в рамках специальных электронных площадок посредством размещения на них лотов. Вся документация также готовится в электронном виде;
  • открытые конкурсы. Проводятся, когда главным критерием отбора является лучшая цена, а потом уже сроки, качество и прочие составляющие. Зачастую применяются, когда речь идет о сделке на сумму от 500 тысяч рублей;
  • запросы котировок. Проводятся по предыдущему принципу, с той лишь разницей, что речь идет о менее дорогостоящих контрактах;
  • закупка у одного поставщика. Данный вид даже нельзя назвать торгами, поскольку закупка осуществляется у единственного подрядчика;
  • открытые аукционы. От электронных отличаются тем, что заказы печатаются в СМИ. В последнее время такой вид размещения заказов практически утратил свою актуальность.

Используются данные виды закупок государством и для обеспечения своих собственных нужд (вооружение, лекарства), и для нужд населения (продукты питания).

Как проводятся закупки

Принимать участие в большинстве видов торгов могут все категории предприятий – государственные, частные, индивидуальные. Сделка заключается с той компанией, которой удалось победить в результате проведенного конкурса.

Стоит отметить, что сама процедура проведения торгов, подписания документов и заключения сделки строго регулируется законом. Контролирующие органы – Счетная Палата и Казначейство. В особых случаях подключается ФСБ, если речь идет о вооружении.

Выглядит процедура так: подрядчики отправляют заявку для участия, в которой обозначена приемлемая для них цена, а специальная комиссия, в свою очередь, рассматривает каждую из них и выбирает оптимальный вариант.

Способов проведения закупок существует несколько:

  • открытый;
  • избирательный (подать заявки могут все, но в конкурсе участие примут только те, которых отберет заказчик);
  • закрытые (участники приглашаются исключительно организаторами).

Ход торгов может происходить в два этапа. Если конкурс предполагается провести в один этап, тогда не существует вероятности того, что требования к заказу могут измениться. Двухэтапные торги предполагают, что они могут претерпеть некоторые изменения.

Некоторые особенности участия малых компаний в торгах

Особенности проведения закупок малым бизнесом прописаны в специальном законе РФ «О закупках». В нем говорится, что заказчики должны производить закупки у малых и средних компаний в таком объеме:

  1. С 01.01.2015 по 31.12.2016 – не меньше 18% от общего числа договоров.
  2. С 01.01.2017 – не меньше 25% от годового количества заказов.

При этом предполагается, что участие в торгах зачастую проходит совершенно бесплатно. Но в некоторых случаях все же предусмотрены некоторые денежные и временные затраты. Минимальные средства придется вложить в электронные торги. Как правило, речь идет об условном взносе, который не возвращается независимо от результатов торгов.

Ответственность сторон

Невыполнение условий конкурса также контролируется государством. Для этого разработана целая система штрафов, как для заказчика, так и для поставщика услуг или товаров. Основными принципами любых видов аукционов являются равноправие и открытость.

Заказчик не должен:

  1. Нарушать формы и порядок проведения конкурса.
  2. Менять сроки размещения заявок.
  3. Скрывать информацию об условиях, если речь идет об открытых конкурсах.
  4. Размещать искаженные сведения об участниках.

Сложно утаить тот факт, что в данный момент существуют различного рода коррупционные схемы, используемые с целью получения выгодного заказа каким-то конкретным предприятием. Одним из вариантов такой схемы может быть выигрыш в торгах небольшой компании, которая, по сути, является дочерним предприятием масштабного производства.

К другим махинациям можно отнести:

  • указание для других участников заведомо невыполнимых объемов работ и/или нереальных сроков выполнения;
  • искаженные сроки оплаты, которые не являются приемлемыми для поставщика;
  • препятствование участию сильных исполнителей;
  • занижение цены заказа;
  • привлечение к участию подставных клиентов.

Чаще всего такие схемы применяются, когда речь идет об особо крупных и выгодных заказах. В небольших же тендерах выиграть малым компаниям гораздо проще.

Даже в мировой практике известны случаи проведения нечестных торгов. Особенно часто мировые СМИ освещают подобные события с торгов в США и Японии.

В России в последние годы значительно ужесточили методы борьбы с такими нарушителями. Однако недоработок в этой сфере остается еще слишком много. К примеру, нет пока еще четкой системы, которая бы регламентировала порядок размещения заказов для малых компаний. В связи с этим они пока вынуждены в большинстве случаев рассчитывать скорее на собственную удачу, нежели на законы.

Пока отлаженной работой не могут похвастаться и электронные системы проведения аукционов. В общей массе всех заказов выделить те, которые предназначены для малого бизнеса, довольно сложно. Более того, как показала практика, скрыть нечестные действия заказчика на небольшом аукционе гораздо проще, чем когда речь идет о крупном тендере.

Однако даже с учетом всего вышесказанного следует отметить, что определенные шаги государства навстречу малым бизнесменам все же делаются. Даже в условиях бюрократических и коррупционных схем получить заказ на поставку услуг или товаров стало значительно проще, чем несколько лет назад.

Госзаказ. Воплощение мечты в реальность: Видео