Бизнес-идеи

Первая печатная машина. Полиграфическая история

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь…

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Старая печатная машинка начала XX века

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось.

Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.

В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) – бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова.

Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая заставляла машинисток работать медленнее.

Согласно еще одной легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати.


Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.


Принцип работы одной из модификаций печатных машинок Williams Typewriter demonstration

Старая открытка - девушка с пишущей машинкой

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.


Печатные машинки для разных сфер деятельности

Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге.

Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

Индексные печатные машинки

Принцип работы индексной печатной машинки The Mignon Index Typewriter – 1905

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН.

Это не опечатка – привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

28.09.2016

Статья про самые первые изобретения человека, благодаря которым появилось книгопечатание, навсегда заменившие рукописный способ создания книг.
Про то, зародилась типографская машина. и как изменилась на сегодняшний день благодаря прогрессу.

Между тем присяжный библиотекарь Университета Андри Мюнье прошептал на ухо придворному меховщику Жилю Лекорню:
Уверяю вас, сударь, что это светопреставление. Никогда ещё среди школяров не наблюдалось такой распущенности, и всё это наделали проклятые изобретения: пушки, кулеврины, бомбарды, а главное книгопечатание, эта новая германская чума. Нет уж более рукописных сочинений и книг. Печать убивает книжную торговлю. Наступают последние времена.
Это заметно и по тому, как стала процветать торговля бархатом, – ответил меховщик.

(В.Гюго, «Собор парижской Богоматери»)

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Как известно, первые книги переписывались вручную. Работа эта была долгой, кропотливой и, в конечном счёте, позволить себе книги могли только очень богатые люди или монастыри, в которых обычно и занимались копированием рукописей. Разумеется, пытливый человеческий ум искал способы сделать эту работу быстрее. Например, иногда текст вырезали на досках, которые смазывали краской и, наложив сверху лист бумаги, тёрли его мягкой щёткой. Называлось это ксилографией и, хотя большого распространения эта технология не получила, от неё оставался один шаг до «настоящей» полиграфии, т. е. до наборного шрифта из отдельных букв.

Многие считают, что метод высокой печати с помощью наборного шрифта изобрёл Гутенберг в XV в . Но на самом деле принцип такой печати был известен давным-давно, например, в середине XI в. китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины. Корейцы, в свою очередь, претендуют на звание изобретателей металлического наборного шрифта из бронзы. Но в итоге в странах Востока этот способ печати не нашёл широкого применения из-за огромного количества иероглифов.

Европейцы долго запрягали, зато, благодаря алфавитной системе письма, поехали очень быстро. Собственно, сама идея – сделать выпуклые буковки, собрать текст, намазать их краской и прижать к ним лист бумаги – лежала на поверхности. Почему же столько веков европейцы упорно переписывали книги от руки? Потому что, как это часто бывает, этот способ прост и лёгок только на первый взгляд – скоро-то, как известно, сказки сказываются, а вот дело… На изобретение книгопечатания с помощью наборного шрифта, помимо Гутенберга, были и другие претенденты (в Голландии, Италии), но довести его до ума сумел только он.

Иоганн Гутенберг

Гутенбергу удалось первому в Европе отработать ТЕХНОЛОГИЮ печати. То есть подобрать состав краски – чтобы она была не жидкой и не слишком густой. Разработать оснастку, с помощью которой закрепляются литеры. Материал для их изготовления. Станок, на котором процесс идёт достаточно быстро и, в то же время, качественно. В общем, те, кто имеют дело с промышленностью, согласятся, что Гутенбергом был проделан титанический труд. Тем более, что информацию для этого тогда добыть было нелегко: ни погуглить, ни даже в библиотеку не пойти: то есть можно было, конечно, дойти до местного монастыря и задать сакраментальный вопрос «где тут у вас библиотека?» Но хранились там в основном труды совсем другого рода, как сейчас сказали бы – гуманитарного характера.


Печатный станок Иогана Гутенберга

К тому же гениальный изобретатель, как это обычно бывает, испытывал финансовые трудности… Но не будем о грустном. Несмотря на все препятствия, он создал (то есть не просто нарисовал, а отлил в металле!) несколько различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику, несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии: они известны как 36-строчная и 42-строчная Библия – столько строк было на каждой страницу. Именно с 42-строчной Библии (первая половина 1450-х годов) и ведут обычно начало книгопечатания ввиду высокого качества получившейся книги по сравнению с предшествующими изданиями.


Музейный экземпляр знаменитой 42-строчной Библии

И с этого момента начинается стремительное распространение книгопечатания – во многом благодаря религиозным спорам между католичеством и протестантизмом. Разумеется, находились у него и противники: например, во Франции Сорбонна пыталась наложить запрет на книгопечатание. Вот тебе и гнездо учёности… На родине демократии, то бишь в Англии, количество типографий поначалу было ограничено.

В конце XV века, уже после смерти Гутенберга некий немецкий клирик написал трактат "В похвалу переписчикам", в котором объяснял, в частности, что переписывание книг от руки является добродетелью, поскольку в процессе работы монах может делать перерывы для молитвы. Но так как свои мысли он хотел донести до максимального количества людей, то и трактат свой не написал от руки, а напечатал.

Так или иначе, технология книгопечатания вырвалась на простор. Нам трудно представить себе информационный взрыв, который обеспечила эта технология: пожалуй, только стремительное распространение интернета в последние годы даёт некоторое представление об этом.

Дорогущие рукописные фолианты, доступные единицам, сменились сотнями и тысячами книг. Появилась возможность тиражировать учебники и даже издавать научные журналы. Но от станка Гутенберга до современных технологий печати – дистанция огромного размера .

ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ МАШИНА

Перечисленные ранее способы печати были основаны на ручном труде. Устройства, на которых печатали в те времена, можно было называть станком или прессом, но на дворе наступала эпоха машинной промышленности – и почему полиграфия должна была отставать от прочих отраслей? Чтобы сделать печать ещё более производительной и доступной, нужна была именно машина (правда, по-английски многие печатные машины и до сих пор именуются press, но это слово характеризует лишь процесс печати, при котором необходимо оказывать давление).

И взялся за эту задачу скромный немецкий работник типографии Фридрих Кёниг. Идея о создании такой машины пришла ему в далёком 1802 году. Он хотел, чтобы машина выполняла большую часть операций, которые печатник делал вручную. Правда, саму машину он представлял себе пока что как старый добрый ручной пресс в комплекте, как сказали бы сейчас, с опциями, механизирующими нанесение краски на форму, подачу чистых листов и удаление запечатанных, отвод формы и т. д. Соответственно, в конструкции были такие архаичные детали, как деревянный зубчатый привод. Зато красочный аппарат был уже вполне продвинутый: валики, часть из которых имела металлическую поверхность, а часть была обтянута кожей.


Фридрих Кёниг

В 1803 году Кёниг пытается реализовать свою идею в железе и дереве. Но получить работающую машину ему тогда не удалось: в Германии было не развито машиностроение (да, и Берлин не сразу строился) – вот как давно это было! Да и местные полиграфисты не горели желанием содействовать прогрессу. Не сумев стать пророком в своём отечестве, Фридрих стал искать возможность для реализации своей идеи за границей. Некоторое время он долго и мучительно разрывался между двумя направлениями: Россией и Англией. И он почти решился ехать в Англию… Но в 1806 году вдруг принял решение отправиться в Санкт-Петербург. Да, первая печатная машина могла быть построена в России!

По прибытии он поселился у друга юности, который оказался, ни более, ни менее, царским медиком. Думаете, это помогло? Как бы не так. Царь был вечно занят: рулить государством – это вам не игрушки всякие… После долгих месяцев ожидания изобретателю сообщили, что царь с его предложением ознакомился. И предлагает ему возглавить строительство типографии для печати школьных учебников. Но… царь был против «эксперимента». Кёниг отказался от предложения, забрал чертежи и покинул Россию. Закономерно – но всё равно обидно:(В итоге строительство печатной машины началось там, где была и потребность в ней, и возможность её создания, то бишь в мастерской мира.

Именно в Англии в 1810 году Кёниг получил патент на печатную машину – это было уже совсем другое устройство! Целиком металлическое и с новой конструкцией – изобретатель смог отойти от идеи «роботизировать» ручной пресс. Надо отметить, что в создании новой конструкции ему помог другой Фридрих – магистр математики Бауэр, который стал его компаньоном.

В 1811 году они представили публике действующий агрегат, но восторга у специалистов не вызвали: скорость работы, по сравнению с ручной, выросла с 240 листов в час всего лишь до 400. Кёниг напрягся – и опять придумал новый механизм, на основе вращающегося цилиндра. Надо сказать, что именно на этой основе построено большинство печатных машин до сегодняшнего дня. В конце того же года компаньоны «выкатили» новую модель со вдвое увеличенной скоростью работы.


Печатная машина Фридриха Кёнига

Увидев новую конструкцию, владелец «Таймс» Джон Вальтер сказал: «Дайте две!» Их монтаж начался летом 1814 года в соседнем с типографией здании, причём в обстановке полной секретности. Джон до последнего скрывал от рабочих свой коварный план: ещё совсем недавно в стране бушевали луддиты, разрушавшие машины, и британские трудящиеся наглядно показали, что без боя свои интересы не сдают. В знаменательный день (вернее, ночь с 28 на 29 ноября 1814 года) печатникам предложили малость отдохнуть, поскольку редакция газеты якобы ждёт важной новости… а в 6 утра Вальтер огорошил их известием: тираж уже готов! Он был напечатан силой пара со скоростью 1100 листов в час. Кстати, в этом номере одна их статей радовала читателей тем, что они держат в руках плод технического прогресса.

Компания, основанная Кёнигом и Бауэром, существует до сих пор: это германская КВА. И она до сих пор производит печатные машины.

В общем, книгопечатание – одно из величайших изобретений за всю историю человечества, двинувшее вперёд технический и общественный прогресс.

Как это делается теперь

Прогресс не стоит на месте: процесс печати непрерывно совершенствовался. В начале ХХ века в США была изобретена офсетная печать: это способ печати, при котором изображение (то есть краска) с формы переносится не прямо на бумагу, а сначала попадает на промежуточное резиновое полотно. До недавнего времени офсет был преобладающим способом нанесения изображения на бумагу. Но и его господство пошатнулось благодаря цифровой печати. Именно цифровые машины используются в нашей типографии.

Прежде цифровую печать представляли примерно так:

…путешественники побывали на книжной фабрике, где делались самые различные книги: маленькие и большие, тоненькие и толстые, книжки-картинки и книжки-игрушки в виде ширмочек, гармошек, катушек, плетушек... Здесь работали десятки типографских машин. Стоило сунуть в отверстие такой машины принесённую писателем рукопись и сделанные художником рисунки, как сейчас же из другого отверстия начинали сыпаться готовые книжки с картинками. В этих машинах печатание производилось электрическим способом, который заключался в том, что типографская краска распылялась внутри машины специальным пульверизатором и прилипала к наэлектризованной бумаге в тех местах, где должны были находиться буквы и картинки. Этим и объяснялась быстрота изготовления книг.
(Н. Носов, «Незнайка в Солнечном городе»)

Процесс в этой детской книге описан совсем просто и не совсем верно – хотя идея понятна. Для начала, рукопись ещё нельзя просто запихнуть в машину – придётся подготовить файл: самостоятельно или с помощью специально обученных людей, которые превратят ваши гениальные идеи в удобочитаемый текст с потрясающими картинками. И, если надо, подумают, как сделать вашу продукцию в виде ширмочки, гармошки и т. д.

А уж готовый файл можно просто отправить на печатную машину. Как много стоит за этим «просто»! О тяжёлом пути первопроходцев на пути создания полиграфической техники мы уже немного знаем. Думаете, создание цифровой техники в середине ХХ века пошло как по маслу? Ничуть не бывало.

(да, его предки были из Швеции:)) – это просто волощение американской мечты. Нищее детство, работа с ранних лет, скитания их штата в штат… И при этом – твердокаменное желание выучиться и стать учёным-изобретателем. Со школьных лет он мечтал, когда вырастет, заняться тем, что сейчас называется венчурным бизнесом – то есть доводить до ума всяческие изобретения. А он родился, между прочим, в 1906 году! В то самое время, когда лишь зарождался способ офсетной печати.

Именно ему пришла в голову идея – как копировать изображения с помощью света и электрических зарядов. Надо сказать, что это, в своём роде, замечательная идея. Если идея высокой печати в том виде, в котором её осуществил Гутенберг, носилась, что называется в воздухе (не зря у него были конкуренты на звание первопечатника), то вычурно-сложный механизм печати, придуманный Карлсоном, не пришёл в голову никому более. И если бы не этот фанатичный шведоамериканец – кто знает, как долго тексты размножались бы с помощью офсета в типографиях и печатных машинок – в офисах.


22 октября 1938 года он впервые произвёл печать с помощью так называемого ксерографического метода. И… ничего. Гиганты бизнеса, к которым он приходил со своим изобретением, смотрели на него, как на пустое место. Отчасти просто потому, что идея действительно была слишком сложной для понимания. IBM, «Ремингтон», «Форд», «Локхид», «Дженерал Электрик»… Длинный скорбный путь. Наконец, изобретением заинтересовались в Баттельском исследовательском институте. Между прочим, там работали не последние учёные: этот институт участвовал, например, в Манхэттенском проекте! Но и после этого дела шли ни шатко, ни валко: долог путь от идеи до работающей технологии. Долог и дорог. А желающих рискнуть среди бизнесменов по-прежнему не было.


Первое изображение, сделанное новым способом

Ну а что было дальше вы, наверное, уже слыхали. Классическая история успеха: нашлась компания с мудрым руководством и оценила. Да, это будущий Xerox ! У нас, кстати, имеется машина этого патриарха цифровой печати. Но не волнуйтесь – она не такая старая:) По легенде, в этой компании просто не нашлось маркетолога – их тех, которые в других компаниях решили, что отпечаток за несколько центов – это дикая цена и никому такое устройство не нужно. В общем, совершили ошибку, как и жена Карлсона, бросившая неудачника. Не рассчитала… Потом, говорят, руководители этих экспертов повыдирали все волосы на себе и подчинённых (интересно, что делала его бывшая супруга?). И некоторые бросились в погоню – делать свои печатающие устройства. В то время как Xerox уже грёб денежки лопатой. Но это всё было потом.

В реальной жизни предстояли ещё долгие годы сотрудничества между Карлсоном, Баттельским институтом и компанией, которая тогда называлась Haloid – новое название ей придумали потом. И все эти годы руководство грызли сомнения: а не зря ли мы ввязались в эту авантюру? Может, надо было просто делать фотоплёнку, как отцы завещали (отец руководителя компании, передавший ему свой бизнес, действительно был очень недоволен пустыми тратами) – верный кусок хлеба! Это теперь мы знаем, что фотоплёнка продержится не так уж долго – а тогда преимущества нового пути были вовсе не так очевидны. А бедный Карлсон уже подумывал, что так и умрёт бедняком – ибо, пока суть да дело, закончится срок действия его патентов.

Но все препятствия остались позади, первая настольная модель была выпущена – в 1960 году, то есть через 22 года (!) после изобретения принципа ксерографии. И началось триумфальное шествие, торжество таланта и упорства. Хотя по сравнению с нынешними печатными машинами те одноцветные устройства имели жуткое качество, были ужасно капризны и требовали содержания специально обученного оператора – эффект всё же был потрясающим. В общем, хэппи-энд. Ну а нам и вам уже не надо преодолевать такие трудности и мириться с ужасными отпечатками – просто приходите и приносите свои идеи!

Возможно, с течением времени процесс изготовления печатной продукции приблизится к идеалу, о котором мечтали писатели.

Они подошли к хромированному агрегату, и Валентина загрузила в него книги, найденные для Джерри. Аппарат загудел и замигал.
Через несколько минут юноша получил свои книги и увидел точно такие же в руках библиотекаря. Он всмотрелся внимательнее и понял, что держит в руках копии - даже с пожелтевшими пятнами на обложке одной из них, только обложки всех трёх томов стали одинаково твёрдыми.
- Теперь это ваши личные книги, - сказала библиотекарь.
(Н. Гарькавый, «Теория катастрофы»)

Но пока технический прогресс ещё не достиг такого совершенства – мы будем помогать вам. Для этого вы просто приходите к нам – и делаете заказ. Или даже не приходите, а присылаете файл.

Юрий Захаржевский. Специально для Идеи Принт.

Компания Godrej and Boyce сейчас распродает остатки на складах печатных машинок аи больше не намерена производить эти устройства, поскольку их полностью заменили компьютеры.

Godrej and Boyce Prima – последняя произведенная пишущая машинка в мире

Godrej and Boyce после 2000 года оставалась единственным в мире производителем печатных машинок. До 2009 года эта индийская компания изготавливала 10-12 тысяч устройств, которые использовались в некоторых государственных учреждениях страны. В прошлом году было продано всего 800 экземпляров механических машин

Производство пишущих машинок в Индии было начато в 50-х годах прошлого столетия и на то время воспринималось как символ индустриализации. А первое коммерческое устройство для механического набора текстов появилось в США в 1867 году.

Кстати, на рубеже XVIII-XIX веков для печатных машинок был разработан единый стандарт размещения символов на клавишах. Он сохранился и по сегодняшний день в QWERTY-раскладке, которая сейчас используется практически везде.

Последняя фабрика-производитель печатных машинок закрывается, и на продажу выставляются последние несколько сотен машинок. Это известие вызвало приступ ностальгии у людей, хотя в Азии, судя по всему, есть еще несколько более мелких фабрик, которые изготавливают печатные машинки. Впрочем, не секрет, что печатные машинки сейчас практически полностью уступили место компьютерам и в скором времени единственным местом, где вы сможете их встретить, будут музеи и магазины антиквариата (ну, или подвалы вашего безумного дядюшки-коллекционера).

Но хотя печатные машинки практически остались в прошлом, давайте вспомним те времена, когда они имели колоссальное влияние на жизнь любого офиса.


1. В начале и середине девятнадцатого века, некоторые изобретатели пытались воплотить в жизнь строительство механических письменных машин. Прорыв произошел в 1870 году, когда датский изобретатель, Расмус Маллинг-Хансен, получил патент на то, что в будущем станет первой печатной машинкой коммерческого производства в мире, печатным шаром Маллинг-Хансена.


2. Это напечатанный чертеж Печатной машинки, изобретенной Кристофером Л. Шоулсом, Карлосом Глидденом, и Дж.В. Соулом. Их идея, которую они запатентовали в 1867 году, принесла свои плоды через несколько лет в виде первой коммерчески успешной печатной машинки в мире.


3. Так выглядела печатная машинка Шоулса и Глиддена. Она стала не только первой коммерчески успешной печатной машинкой, она также была первой машинкой с QWERTY-клавиатурой. Не так много изменится в основной конструкции в течение следующих 100 лет.


4. Гравюра, изображающая печатную машинку Хаммонда, изобретенную Джеймсом Бартлетт Хаммондом в 1870-х годах и произведенную компанией Hammond Typewriter.


5. Печатная машинка Remington, произведена около 1875 года. Компания Remington Typewriter подарила эту модель в Смитсоновский институт, охарактеризовав ее как «одну из первых моделей печатных машинок». После гражданской войны, фирма Remington, которая была основным поставщиком вооружения, стала производить разнообразное офисное оборудование.


6. Печатная машинка также стала предсказателем социальных изменений, так как появился спрос на людей, которые могли заниматься офисной работой – так на исходе 19-го века и в начале 20-го появились женщины-машинистки.


7. Пишущую машинку Бликкенсдерфер изобрел Джордж С. Бликкенсдерфер в 1891 году. Ее изготавливала компания Blickensderfer Typewriter Company. Это была одна из первых по-настоящему портативных машинок. Вместо того, QWERTY-клавиатуры, у нее была DHIATENSOR-клавиатура.


8. Бесшумная печатная машинка Remington Noiseless Typewriter 6, впервые изготовленная в 1925 году компанией Remington Typewriter.


9. В 1933 году компания IBM купила то, что осталось от компании Electromatic Typewriters, Inc. из Рочестера, штат Нью-Йорк. Тогда произошла смена дизайна печатной машинки Electromatic, и к 1935 году была представлена модель электрической печатной машинки 01 IBM Electric Typewriter.


10. Этой машинкой многие пользовались во время учебы в колледже: печатная машинка IBM Selectric typewriter. Впервые она появилась в продаже в 1961 году, и продержалась на прилавках до 1980-х.


11. Продукт, который испортил все веселье. Не многие люди поняли это в то время, но дебют компьютера IBM PC означал конец эпохи печатных машинок. Первый персональный компьютер, получивший широкое признание в деловом мире, IBM PC, вскоре оттеснил печатную машинку на задний план. Чем все это закончилось, известно каждому. Любая здравомыслящая компания в своем уме вскоре прекратила делать заказы на печатные машинки, так как бюджет позволил перейти на компьютеры. Кто-то из нас помнит еще, как оно – менять ленту в печатной машинке. Остальным же предлагаем подумать над тем, как быстро устаревает сейчас любая технология, использующаяся в современном офисе.

Лошади и коляски, юбки на китовом усе, машины с паровыми двигателями... Да, повседневная жизнь предыдущего столетия очаровательна в своей простоте. Но это отнюдь не означает, что ремесленники и инженеры того времени ничего не смыслили в инновациях.

Взять, к примеру, письмо. Письмо - как процесс. Посмотрим на него до того, как светлые умы человечества не модернизировали это занятие. Ручки (и перья), которые постоянно высыхали, чернила, которые проливались и размазывались по бумаге, неразборчивый подчерк… Донести без потерь смысл письма – особенно написанного вручную – было в лучшем случае проблематично, в худшем – невозможно. Так было, пока на сцене не появились...


Печатные машинки


Уильям Остин Берт в 1829 году создал аппарат под названием "пишущая машинка". Была ли конструкция Берта первой – это предмет серьезных споров, поскольку подобную машину соорудил в тоже самое время Пеллегрино Тури. Некоторые даже считают, что пальму первенства следует отдать Генри Миллу, который сделал "машину для письма" в далеком 1714 году.

Все эти устройства представляли собой только образцы-прототипы: скорее потенциальную, нежели практическую возможность сделать письмо ясным, быстрым и не требующим усилий. И после этих начинаний были другие, но ни один агрегат не имел коммерческого успеха. При взгляде на них очевидно почему: во многих ранних экземплярах машинок печать осуществлялась выбором нужной буквы на ползунке и прижатием литеры к бумаге. Было бы слишком мягким назвать их «медленными». Замена ползунка с буквами на дисковый механизм немного помогла, но не настолько, чтобы сделать любую из этих машин достаточно простой и популярной.

Вот «Линейная пишущая машинка». Она никогда не имела успеха у покупателей:) Только задумайтесь, каких усилий стоит расшифровка клавиш на этом чудовище:

«Виктор» 1890 года:



Механизм, который многие считают настоящим предком истинной, эффективной и финансово успешной печатной машинки был создан Расмусом Маллинг-Хансеном. Помимо того, что "Печатный шар" был эффективен, он был и эффектен: изящен и даже красив. Медная полусфера, усыпаная клавишами, располагалась над цилиндром с закрепленным листом бумаги. Механизм был построен и действительно работал, в отличие от некоторых прежних неудачных агрегатов, хотя он больше похож на престижные часы, чем на офисную технику:



"Печатный шар" Маллинг-Хансена не только первая коммерчески успешная печатная машинка, но и самая элегантная:



Такой шар, безусловно, украсит любой рабочий стол:



Гравюра, выполненная Гансом Герхардом Блодорном:




Конечно, у шара были серьезные недостатки – такие как дороговизна и неудобное расположение клавиш над бумагой, ведь машинистка не могла увидеть то, что печатает до тех пор, пока не доставала лист из машинки. Но и они не мешали продавать его лучше, чем множество прочих моделей. Одной из находок шара было то, что клавиши на нем были расположены для облегчения работы машинистки, а не самой печатной машинки.

Хансен не остановился на создании первого шара. За многие годы работы он создал целый набор всевозможных вариаций печатных машинок. Солидная коллекция шаров Маллинг-Хансена, включая прекрасный образец в деревянном корпусе:



Миниатюрный «печатный шар»:



«Шифровальный печатный шар» Алексиса Кохлса, приблизительно 1883 года:

Захватывающая модификация клавиатуры: клавиатура в стиле пианино производства американской компании "Хаммонд", 1880-ый год:



В конечном счете, были созданы другие, более дешевые печатные машинки, спасшие от некрасивого почерка не одно поколение писателей, секретарей, бизнесменов и всех тех, кто привык водить пером по бумаге...

По материалам:

Today.mts.com.ua

За свою более чем 100-летнюю историю печатные машинки «видели» множество талантливых произведений, они были непосредственными участниками создания тысяч шедевров и бестселлеров по всему миру. На протяжении многих десятилетий печатная машинка считалась основным рабочим инструментом писателей, философов и журналистов.

А начиналась история создания печатной машинки в 1714 году, когда был выдан патент на некий пишущий агрегат. Изобрел ее водопроводчик Henry Mill (Генри Милл) из Англии, но точных данных о механизме и фото самого агрегата, к сожалению, нет.

Потребовалось потратить практически целое столетие, чтобы в 1808 году была создана первая, и что немаловажно, работающая пишущая машинка. Творцом и разработчиком стал Пеллегрино Тури, который придумал ее для знакомой графини Carolina Fantoni da Fivizzono. Каролина была слепа, а при помощи такого аппарата она могла переписываться со своими родственниками. Письма Каролины Фантони да Фивизоно сохранились до наших дней, а вот пишущий аппарат – нет. Известно, что для печати использовалась бумага, испачканная сажей (похоже на копирку). Кстати, идея «копирования» нескольких документов была разработана не Тури. В 1806 году англичанин Ральфом Ведгвудом запатентовал «угольную бумагу». Она на протяжении еще двух веков активно применялась в делопроизводстве для быстрого получения копий.

Но вернемся к печатным машинам.

Следующей попыткой создать пригодный для «быстропечатанья» агрегат была в России, когда М.И. Алисов разработал наборно-пишущую машину. Михаил Иванович хотел упростить и облегчить процедуру переписывания рукописей и оригиналов, и ему это удалось. Машинка отлично себя показала. Правда, высокая стоимость изделия, поставила жирный «крест» на истории развития этого изделия.

Сентябрь 1867 года стал знаковой датой для всех пишущих агрегатов мира.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Кристофер Лэтхэм Шолес был писателем, журналистом и, конечно, изобретателем. В 1867 он подал заявку на получение патента для производства своего «детища» – печатного аппарата. «Бюрократической машине» понадобились месяцы на принятие решения, но тем не менее в 1868 году Кристофер получил заветное подтверждение. Соавторами разработки были указаны Глидден и Соул.

Спустя шесть лет на американский рынок поступила первая партия пишущих агрегатов под брендом «Sholes & Glidden Type Writer». Следует отметить, что внешний вид сильно отличался от того, какой мы привыкли видеть: клавиатура представляла собой в два ряда букв, размещенных согласно алфавитной иерархии. Кстати, цифр 1 и 0 не было, их роль исполняли «I» и «O». Минусов у первого агрегата были предостаточно. Это и неудобное расположение букв, и невозможность быстро работать, ведь молоточки, на которых закреплены штампы с буквами не успевали занимать исходное положение, и путались между собой.

Кстати, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, увидевшая свет в 1876 году, была напечатана именно на такой машинке с «путающимися молоточками». Можно позавидовать терпению автора.

Решить проблему запутывания молоточков можно было несколькими способами: работать медленней (это не устраивало писателей) или менять конструкцию машинки. Но Christopher Sholes воспользовался третьим методом: изменил порядок литер. Дело в том, что молоточки были установлены на дуге, и чаще всего заклинивало буквы, размещенные по «соседству». И тогда, разработчик решил закрепить их так, чтобы буквы, которые участвуют в образовании устойчивых сочетаний, находились дальше друг от друга. Разместив литеры в правильном порядке, обновленная клавиатура начиналась с букв Q,W, E, R, T, Y.

QWERTY-раскладка или универсальная клавиатура стала популярна во всем мире.

Знаете ли вы, что любимым пишущим помощником Л. Н. Толстого, без которого не возможно было представить интерьер его рабочего кабинета, был надежный «Ремингтон», а его коллега по писательскому цеху В.В Маяковский был ярким поклонником «Ундервуда».

В 1877 году Шолес продал права на изготовление печатной машинки компании «Remington», производившей оружие. И это было началом новой главы в истории создания печатной машинки. Инженеры Ремингтон дополнили «исходник» возможностью печатать заглавные и строчные буквы (в первоначальном варианте писались только заглавные). Для этого добавили клавишу «сдвиг» (Shift).

Успех Шолеса вдохновлял и других изобретателей. В 1895 году Франц Вагнер заполучил патент на изготовление машинки с горизонтально расположенными рычагами, которые ударяют по бумагоопорному валу спереди. Главным отличием, и в то же время достоинством, от изобретения 1867 года было то, что напечатанный текст был виден в процессе работы. После Вагнер продал права на изготовление своей печатной машинке Джону Ундервуду. Конструкция была очень удобной в использовании, и уже очень скоро новый владелец заработал на ней целое состояние.

Помимо «ремингтонов» и «ундервудов», десятки других компаний выпускали свои варианты других пишущих машинок. С 1890-1920 годы эти устройства постоянно модернизировались и улучшались. Среди машин этого периода можно выделить два основных вида: с единым буквоносителем и с рычажным устройством. Удобство первых заключалось в том, что напечатанный текст можно было увидеть сразу, но при этом они были очень медленным в работе и имели слабую пробивную способность. Преимуществом вторых была скорость.

Последний завод по изготовлению печатных машинок, которых находился в Индии, был закрыт в апреле 2011 года. Это значит что, эпоха этого писательского инструмента официально закончилась.

История создания

Как и большинство других технических устройств и изобретений , разработка механизма пишущей машинки не была плодом усилий одного-единственного человека. Множество людей совместно или независимо друг от друга приходили к идее быстрой печати текстов. Первый патент на машину такого рода был выдан английской королевой Анной Генри Миллю (англ. Henry Mill ) ещё в 1714 году . Изобретатель патентовал не только машину, но и способ последовательной печати символов на бумаге . К сожалению, какой-либо подробной информации о его изобретении не сохранилось. Также не сохранилось и сведений о реальном создании и применении описанной машины.

Только почти через 100 лет люди вновь заинтересовались возможностью выполнения быстрой печати. Примерно в 1808 году Пеллегрино Турри (Pellegrino Turri ), также известный как изобретатель копировальной бумаги , создаёт собственную печатную машину. Подробности о его изобретении сегодня неизвестны, однако до нашего времени сохранились тексты, напечатанные на этом устройстве.

Скоропечатник Алисова

Популярной машинка так и не стала из-за высокого качества печати. Когда была получена первая серийная партия машин в 1877 году , изготовленных в Англии, их приравняли к типографским машинам, и всё, что на них печаталось, следовало подвергать цензуре. Связано это было с тем, что она давала оттиски превосходного качества, совершенно сходные с типографскими. Вследствие обязательного цензурирования никто не захотел приобретать эти пишущие машины, и изобретатель должен был открыть своё заведение для печатания лекций, просуществовавшее весьма непродолжительное время .

В дореволюционной России пишущие машинки не производились, но использовались. Однако в силу особенностей дореволюционной орфографии размещение клавиш несколько отличалось от нынешнего. Так, на том месте, где сейчас буква «Ц», размещалось «I», а на месте «А» - «Ъ», поскольку тогда эта буква использовалась очень часто, в конце всех слов, заканчивающихся на согласную. Буквы «Ц» и «Э» располагались в самом верхнем «цифровом» ряду после цифры «0» . Нижний ряд был несколько смещён влево, потому что после букв «Я» и «Ч» на месте нынешней клавиши «С» была клавиша с буквой «ѣ», «С» была следующей за ней клавишей. Первая пишущая машинка в нашей стране была произведена в 1928 г. в Казани, именовалсь она «Яналиф» . В более позднее время наиболее распространёнными отечественными марками пишущих машин в СССР были «Украина» (канцелярская) и «Москва» (портативная). Из зарубежных достаточно широко были распространены «Оптима» (ГДР, канцелярская) и «Консул» (ЧССР, портативная). Однако по уровню распространённости пишущие машинки значительно уступали компьютерам.

Последняя в мире фабрика по производству печатных машинок закрылась в 2011 году.

Конструктивные особенности

Большинство конструкций пишущих машинок можно отнести к одному из двух основных типов. Наибольшее распространение получили распространены рычажно-сегментные пишущие машинки, в которых отпечаток возникает в результате удара по бумаге литерных рычагов, расположенных в шлицах сегмента. Ко второму типу относятся бессегментные пишущие машинки, в которых вместо рычагов используется пишущая головка; к машинам данного типа можно отнести машинки Hammond, IBM Selectric, Ятрань . Также существует деление на механические, электрические пишущие машинки. Кроме этого, пищущие машинки делились на канцелярские и портативные. Канцелярские машинки эксплуатировались, как правило, в стационарных условиях. Портативные машинки помещались в небольшом чемоданчике и предназначались для людей «творческих профессий» (журналистов, писателей и т. д.). Некоторые портативные машинки имели более мелкий шрифт, чем на канцелярских машинках. Канцелярские и пишущие машинки отличались также числом клавиш, которое у русских пишущих машинок могло составлять от 42 до 46. Уменьшение числа клавиш достигалось за счёт отказа от клавиши с буквой « », использования омографии некоторых букв и цифр (вместо цифры « » могла использоваться буква « », вместо « » - « »), и некоторых других сокращений. На канцелярских машинках допускалась печать вдоль широкой стороны листа формата А4 и соответственно формате А3, на портативных машинках - только вдоль узкой стороны листа формата А4.

Каретка

Бумагопроводящий механизм

Печатающий механизм

Усовершенствования

Двуцветная лента позволяла печатать, при необходимости, отличным от чёрного цветом. Устройство смены цвета могло и вовсе отключить подъём ленты, и машинка переходила в режим бесцветной печати, например, для создания надписи на фольге.

Электрическая пишущая машинка «IBM Selectric», 1961 г.

В электрической пишущей машинке удар производится за счёт электропривода, что позволяет нажимать на клавиши с малым усилием; кроме того, можно напечатать ряд одинаковых символов, просто удерживая клавишу нажатой. В целом скорость печати получается выше, но лишь при использовании слепого десятипальцевого способа печати.

В печатающем автомате одновременно с печатью текста производится перфорация перфоленты , что позволяет собирать своеобразную библиотеку стандартных документов - печатающий автомат может потом распечатать текст с перфоленты; кроме того, разрезая и склеивая перфоленту, можно «редактировать» набранный текст.

В печатно-наборной машине используется пропорциональный, а не фиксированный шрифт; кроме того, вместо чернильной ленты используется лента копировальной бумаги. В результате получается очень чёткий текст типографского вида, с которого можно фотографическим способом изготовить печатные формы, избежав, таким образом, традиционного процесса набора.

Многоклавиатурная пишущая машинка фактически представляет собой несколько печатающих машинок, поставленных рядом и соединённых так, что каретка может переезжать с одной машинки на другую. Это позволяет печатать, например, поочерёдно латиницей и кириллицей. Из-за громоздкости использовались редко - обычно текст на «чужом» алфавите вписывали от руки.

Конструкторская пишущая машинка используется для нанесения надписей на чертежах; обычно устанавливается на линейке кульмана .

Применение

На протяжении значительной части XX века почти все официальные документы, исходящие от государственных инстанций (и их внутренний документооборот), печатались на машинке. При этом в СССР заявления, расписки и автобиографии граждан писались от руки; от руки часто составлялись и протоколы. Также издательства требовали приносить рукописи в машинописном виде, что намного облегчило труд наборщиков, которым теперь не требовалось разбирать зачастую непонятный почерк авторов.

Перепечатка рукописных текстов на пишущей машинке была делом специальных работников - машинисток (поскольку профессия была преимущественно женской, мужской вариант термина не прижился); ранее их также называли ремингтонистками или ремингтонистами (по марке машинок «Ремингтон»). Работы по печати документов на пишущих машинках назывались машинописными работами и выполнялись в специальных организациях или отделах («машинописных бюро»).

Начиная с последней трети XX века компьютерные технологии начали вытеснять пишущие машинки. Сегодня компьютеры (с соответствующими периферийными устройствами) полностью взяли на себя функции пишущих машинок, которые таким образом безнадёжно устарели.

Машинописный текст

Машинописный текст имеет характерные особенности:

  • из-за ограниченного набора символов часть символов совмещалась - например, не различаются левые и правые кавычки, совмещены дефис и тире .

Всё это позволяло упростить конструкцию пишущей машинки.

Шрифт «Курьер»

При создании телетайпов и компьютерных принтеров эти особенности были повторены - также в целях упрощения аппаратуры и ПО. Многие ранние текстовые процессоры (например, «Лексикон », «ChiWriter ») были ориентированы на имитацию машинописного текста - отчасти потому, что оформление многих документов регламентировалось государственными стандартами, созданными в эпоху пишущих машинок.

В основе компьютерных шрифтов семейства «Курьер » (Courier), используемых как моноширинные шрифты по умолчанию во многих операционных системах, лежит шрифт пишущей машинки. Кроме этого, существуют дизайнерские шрифты, имитирующие «грязный» текст, отпечатанный на реальной пишущей машинке (например, «Трикси»).

Механические пишущие машинки позволяли получать текст с различными интервалами между строками: одинарный, полуторный, двойной, и т. д. Понятие межстрочного интервала в настоящее время применяется и в текстовых процессорах . В нормативных документах и стандартах, регламентирующих оформление текстовых документов, по сей день применяется понятие «интервал пишущей машинки» («машинописный интервал»), который численно равен расстоянию между базовыми линиями , делённому на высоту символа.

См. также

Примечания

  1. Андрей Величко Завершилась эпоха пишущих машинок . Компьюлента (26 апреля 2011). Проверено 12 декабря 2011.
  2. Oden, Charles Vonley (1917), «Evolution of the Typewriter» , New York: Printed by J. E. Hetsch, сс. 17-22, (англ.)
  3. Куприянов Алексей Черный прямоугольник. 200 лет исполнилось копировальной бумаге . Полит.ру (20 октября 2006). Архивировано
  4. Лермантов В. В. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Санкт-Петербург. - Т. 23А. - С. 753-754.
  5. Гойзман Шимон Рувимович. Михаил Иванович Алисов - изобретатель наборной машины . Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 30 апреля 2010.
  6. В Индии закрылась последняя в мире фабрика по производству печатных машинок . Газета.ru (26 апреля 2011). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 26 апреля 2011.
  7. Березин Б. И. Самоучитель машинописи . - М .: Легкая индустрия, 1969. - 160 с. - 70 000 экз.
  8. Машинистка // / Под ред. Д. Н. Ушакова . - М .: Советская энциклопедия ; ОГИЗ ; , 1935-1940.
  9. Ремингтонист // Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова . - М .: Советская энциклопедия ; ОГИЗ ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей , 1935-1940.
  10. Смещение следующей строки относительно предыдущей производилось автоматически при так называемом «переводе каретки» - переходе к печати следующей строки, производимым перемещением специального рычага. Как правило, интервал мог быть вручную скорректирован поворотом вала протяжки бумаги.

Ссылки