Недвижимость

Ндс при реализации металлолома. Реализация лома и отходов цветных металлов Ндс на лом черных и цветных металлов

В Москве состоялось совещание лидеров рынка лома, входящих в НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”, по рассмотрению принятого Госдумой РФ в третьем чтении Законопроекта №274631-7. Инициированный Минфином РФ пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ предусматривает введение с 1 января 2018 года НДС на лом и отходы черных и цветных металлов, агентом по уплате которого является ломозаготовитель, приобретающий лом у коммерсантов.

Участники отметили, что согласно основной идее Законопроекта ломозаготовитель должен будет взять на себя обязанность по подтверждению в налоговых органах своей добросовестности как налогового агента по НДС. Это выражается в введении им повышенных требований к контрагенту – продавцу, которым может являться коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, непосредственно собирающие лом у населения (в частности, электронной лом).

Представление соответствующей документации, свидетельствующей о наличии прав на реализуемый лом, в большинстве случаев объективно невозможно, так как правообладатели отслужившей свой срок эксплуатации техники, как правило, не имеют таких документов в наличии, либо приносят на заготовительные пункты лом, найденный ими в виде бытового мусора.

Помимо этого, для выполнения норм Законопроекта ломозаготовитель, по сути будет вынужден заморозить денежные средства в виде уплаченного НДС минимум на 3-6 месяцев, что отвлекает значительные ресурсы от развития ломозаготовки.

Все это будет способствовать появлению ситуций, когда по одним документам будет фактически отгружаться и передаваться большая часть «неучтенного» лома. Ценовая разница при этом будет идти за наличный расчет и не облагаться никаким налогом.

Участники обратили внимание, что НДС уже существовал на рынке лома и отходов до 2009 года и был отменен именно по указанным причинам. Отмена повлекла выход из теневого сегмента большинства ломозаготовителей, все операции с ломом стали прозрачными, повысилась собираемость не только НДС, но и налога на прибыль и имущество организаций -ломозаготовителей.

По данным мониторинга, сформированного на основании материалов ФНС, Счетной Палаты и экспертных оценок:

Ежегодная экономия государственного бюджета только на экспортных операциях черного лома составляет в среднем 2 млрд. руб. Эту сумму составлял НДС, который до отмены налога государство возмещало экспортерам.

За 2008 год на 28% сократилось количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. За 2009 год количество лицензиатов по данному виду деятельности снизилось еще на 24%. Эти факты свидетельствуют о прекращении функционирования схем хищения НДС, основанных на многократных перепродажах лома с хищением налога через фирмы-однодневки.

Значительно упростилось администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.

Были упразднены схемы хищения НДС в процессе обращения лома. Пример по алюминиевому лому: в 2007 году при потреблении в целом по России 884 тыс. т алюминиевого лома количество проданного лома составило 2065 тыс. т, в 2008 году, соответственно, 761 и 1206 тыс т, а в 2009 году, соответственно, 419 и 786 тыс т.

Были прекращены потери бюджета от возмещения НДС с черного лома. До 2009 года 90% российского лома переработчики по официальным данным закупали у юридических лиц. Между тем в действительности более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые НДС не платят. По данным экспертов, в итоге государство получало НДС на сумму $235 млн, а возмещало на $1,15 млрд.

Отмена НДС на макулатуру в 2016 г. увеличила поступления данного налога от комбинатов-изготовителей бумаги по результатам двух полугодий на 117% по сравнению с предыдущим периодом, когда НДС на вторсырье существовал.

В результате обеления рынка лома и снижения затрат легальные игроки создали дополнительные мощности и рабочие места на производствах.

По мнению участников рынка, возврат к сбору НДС налоговым агентом в лице покупателя наносит существенный удар по переработчикам вторичного сырья. Ломозаготовка по финансовым показателям составляет 90% этой отрасли. При этом ломопереработчики (м.б. заготовители?) будут вынуждены приостановить с 10 декабря 2017 г. поставки металлолома на металлургические комбинаты России в связи с правовыми и экономическими рисками, созданными на рынке из-за введения законодателями налогового агентирования по НДС.

Как отмечалось на совещании, результатами возврата НДС на рынок лома станут рост налоговой нагрузки на металлургическую отрасль на 150 миллиардов рублей в год, а также дефицит лома в связи со снижением ломозаготовки легальными ломовиками. Доля лома в себестоимости российской стали составляет от 21% при кислородно-конвертерном производстве до 65-80% при электросталеплавильном производстве. Издание Законопроекта будет способствовать возвращению назад «серых схем»

Ввиду очевидных недоработок представленного законопроекта, обеспокоенность вызывает также ситуация с внешнеторговыми операциями. В случае с импортом лома обязательство покупателя лома выступать налоговым агентом по НДС вызовет ситуацию двойного налогообложения. При этом Еврокомиссия может посчитать введение указанной нормы дополнительным барьером для экспорта лома металлов, а ВТО — ввести ограничительные меры по поставкам российской стали.

Изменения, касающиеся рынка лома, были внесены ко второму чтению в нарушение регламента прохождения законодательных инициатив. На законопроект отсутствуют отзывы федеральных органов исполнительной власти, а также не учтена позиция предпринимательского сообщества и общественных организаций. По мнению членов Президиума НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ».

Все это является основанием для судебного оспаривания принятия данной нормы закона, в частности, в Конституционном Суде РФ по причине нарушения процедуры принятия Законопроекта. Предлагаемая Законопроектом норма расходится с требованиями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг., который содержит положение о сдерживании 0% НДС на группы товаров, в т.ч. и лом черных и цветных металлов.

Для справки: Хронология прохождения Законопроекта №274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования взимания отдельных видов налогов)» в Государственной думе (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/274631-7)

08 ноября 2017 – принятие проекта закона в Первом чтении. В данной редакции полностью отсутствует какое бы то ни было упоминание НДС для рынка лома черных и цветных металлов.

14 ноября 2017 – данная норма попадает в виде поправок ко второму чтению от Правительства РФ (по инициативе Минфина). При этом не было никаких рассмотрений (исходя из хронологии их просто не успели бы провести) в профильных комитетах Госдумы РФ. А при подготовке поправок от Правительства РФ не были учтены отрицательное заключение Минпромторга, позиция объединения предпринимателей «Деловая Россия». При сборе заключений от профильных министерств Аппарат Правительства РФ не запрашивал мнение Минприроды РФ, к основным полномочиям которого относится в том числе выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

ОРВ и публичного обсуждения Законопроект на regulation.ru не проходил.

Кратко об НП НСРО “ РУСЛОМ. КОМ”

Профессиональное сообщество переработчиков лома НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ” контролирует более 70% внутреннего рынка лома металлов и более 80% экспортных поставок. В некоммерческое партнерство входят более 160 компаний и холдингов: независимые участники рынка и заводы-потребители лома такие, как НЛМК, Металлоинвест, ОМК и Северсталь. Цель: высокотехнологичная отрасль утилизации.

Который вносит значительные изменения в 21 главу налогового кодекса.

С 1 января 2018 года кардинальным образом изменился порядок определения налоговой базы, исчисления и вычетов НДС, пока лишь для нескольких товаров: сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Однако эксперимент может быть распространен и на другие категории. К каким изменениям это может привести и к чему нужно готовиться? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Немного о сути эксперимента: с 1 января 2018 года при реализации лома сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных седьмым и восьмым абзацами п. 8 ст. 161 НК РФ (предоставившие недостоверные сведения «без НДС» или при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, либо на применение «упрощенки»), пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (налоговая ставка 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта), а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (порядок исчисления налога определен в ст. 166 НК РФ).

При реализации лома сумма налога исчисляется налоговыми агентами (покупателями), а не продавцами. Продавец в счет-фактуре делает соответствующую надпись или ставит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом», т. е. указывает сумму с включенным, но невыделенным налогом. Покупатель выделяет сумму налога (исходная сумма делится на 118% и умножается на 18%).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные покупателем. Одновременно с исчислением, он на ОСН имеет право принять НДС к вычету, т.е. фактически сумма налога в бюджет не уплачивается.

Вычет осуществляется в том же налоговом периоде, что и покупка лома, независимо от момента его дальнейшей реализации, при условии, что лом был приобретен налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для:

1. Осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС;

2. Перепродажи.

Таким образом, налоговая нагрузка организаций-налоговых агентов по лому и отходам черных и цветных металлов не выросла.

Не оправдались опасения о необходимости уплаты НДС в бюджет с последующим вычетом или возмещением и, тем более, «страшилки» о необходимости перечислять НДС в бюджет сразу в момент оплаты.

Что будет, если налоговыми агентами по НДС на аналогичных лому условиях станут все налогоплательщики?

Приведем для примера упрощенную схему, в которой один и тот же товар идет от продавца через посредника покупателю, который последний реализует физическому лицу (все организации на общей системе налогообложения):

В данной схеме видно, что ООО «Посредник» исчисляет НДС и принимает его к вычету, то есть его доля вычета по НДС — 100%, в бюджет НДС не уплачивается. ООО «Покупатель», реализуя товар физическому лицу с НДС, агентский НДС, исчисленный из счета-фактуры ООО «Посредник» ставит к вычету, также как и агентский НДС с общехозяйственных расходов (аренда торговой площади, торговое оборудование и т.д.).

А вот входной НДС от физического лица подлежит уплате в бюджет, причем его не на что уменьшить, так как ООО «Общехозяйственные расходы» выставляют счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и этот исчисленный НДС принимается к вычету, уменьшая только «агентский» НДС, а не входной.

При реализации всеобщего агентирования по НДС, теряют смысл незаконные схемы оптимизации НДС, в том числе с помощью фирм-однодневок, а налоговая нагрузка по НДС ложиться целиком на последнюю в цепочке организацию-продавца, что не может не сказаться на конечной цене товара, реализуемого физическому лицу.
О том, что будет если в цепочке есть организации на упрощенной системе налогообложения, а конечным звеном — экспортер, читайте в наших следующих статьях.

Счет-фактура на металлолом в 2019 году составляется с учетом правил, которые были определены не так давно, а потому непривычны бухгалтерам и часто вызывают вопросы. Рассмотрим в нашей статье, что это были за новшества, а также обговорим основные правила, согласно которым нужно составлять документы при продаже металлолома.

Какие изменения в законодательстве коснулись операций, связанных с реализацией лома?

До 2018 года продажа лома черных и цветных металлов являлась операцией, освобожденной от начисления и уплаты НДС. Однако начиная с 01.01.2018 подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ был упразднен, вследствие чего реализация лома подпала под обложение НДС.

Произошло это с введением в действие закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Его положения не только отменили льготу по лому, но и определили совершенно новую категорию налоговых агентов . Теперь таковыми выступают те, кто приобретает металлический лом, будь то цветной металл или черный, алюминий вторичный и его сплавы, а также сырые шкуры.

ВАЖНО! Операции, связанные с продажами сырых шкур животных, ранее не льготировались. НДС с них исчислял и уплачивал продавец в обычном порядке.

При каких обстоятельствах принимающая лом сторона будет выступать в качестве налогового агента?

Выполнить агентские функции по НДС придется экономическим субъектам — приобретателям лома, но лишь если продавцы находятся на общем режиме и не применяют никаких освобождений по налогу. В подобных ситуациях совершенно неважно, является ли агент плательщиком НДС или нет.

ВАЖНО! Посредники, приобретающие металлолом и пр. для третьих лиц, налоговыми агентами не выступают. Все обязательства, связанные с подсчетом и уплатой налога, должны будут исполнить именно покупатели указанного товара — комитенты и принципалы.

Порядок действий при оформлении сделки будет следующим:

  1. При получении аванса или выписке отгрузочных документов продавец делает особую пометку на счете-фактуре «НДС исчисляется налоговым агентом».
  2. Принимающая лом сторона при получении приведенного выше документа от продавца высчитывает базу и начисляет налог к уплате.

Когда же лом приобретается у спецрежимников, лиц освобожденных от уплаты НДС, физлиц без предпринимательского статуса — одним словом, неплательщиков НДС, покупателю не нужно выполнять функции агента по НДС. Спецрежимники и «освобожденцы» выставляют счет-фактуру с отметкой «Без НДС» . При его невыставлении данная отметка должна присутствовать в передаточном документе (накладной, закупочном акте) либо же в договоре прописывается отдельное условие.

Об особенностях выставления и оформления всей необходимой документации более подробно в каждой из приведенных ситуаций мы остановимся в разделах ниже, а далее расскажем о случаях, когда продающая металлолома сторона самостоятельно рассчитывает и перечисляет НДС в бюджет.

Когда приобретающая лом участница сделки не должна исполнять агентские обязанности, а НДС считает и платит в госбюджет сам продавец?

Продавец должен сам исчислить и перевести налог в бюджет в следующих ситуациях:

  1. Безосновательное проставление им отметки «Без НДС» в документации и последующее выявление данного факта контролирующими органами. Покупатель не должен нести ответственность за совершение нарушения продавцом.
  2. Потеря в течение налогового периода продавцом права на использование спецрежима. Хозсубъект должен сам исчислить и уплатить НДС со всех операций по продаже лома с 1-го числа квартала, в котором право на спецрежим было потеряно, до момента утраты такого права.

Пример: продавец лома слетел с УСН в связи с превышением лимита доходов 8 ноября. С 1 октября по 7 ноября по всем отгрузкам он должен начислить и заплатить НДС, что отразится в декларации за четвертый квартал. С 8 ноября он начнет выписывать счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

  1. Потеря в течение месяца права на освобождение от уплаты НДС, предоставляемого ст. 145 НК РФ. Экономический субъект исчисляет НДС с 1-го числа месяца потери права на освобождение до момента его утраты.
  2. Продажа металлического лома физлицу, не зарегистрированному в качестве ИП.
  3. Продажа лома зарубежному партнеру (экспортная операция). Здесь используется ставка НДС 0%.

База по НДС: особенности и этапы ее определения

Налоговый кодекс закрепил следующие моменты, в которые возникает объект по НДС и, следовательно, перед агентом встает необходимость в определении базы. Это происходит либо:

  • в день перечисления авансовой суммы приобретателем лома — указан в поручении банку на осуществление платежа;
  • в день отгрузки металлолома — определен в передаточном документе.

В эти даты покупателю следует начислить НДС к уплате в госказну. Обычно это происходит при получении счета-фактуры от продавца с соответствующей пометкой. А что же предпринять, если документ запаздывает и приходит лишь в следующем налоговом периоде? Это в принципе ничего не меняет для агентов — расчет и уплата налога всё равно должны произойти в квартале получения аванса продавцом или отгрузки лома. Такое мнение содержится в письмах ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 и Минфина от 06.03.2018 № 03-07-11/14162. А вот вычет (о нем речь пойдет дальше) заявить можно будет, только получив документ от продающей стороны.

Приведем несколько формул, позволяющих корректно рассчитать необходимые показатели.

Налоговая база при перечислении аванса определяется так:

Налоговая база = аванс × ставка 20%

Величина налога находится расчетным методом:

НДС Ав = (аванс + аванс × 20%) × 20/120

Налоговая база = стоимость отгрузки × ставка 20%

НДС Отгр. = (стоимость отгрузки + стоимость отгрузки × 20%) × 20/120

Каким образом происходит расчет налога к уплате в бюджет у налогового агента?

НДС к уплате в бюджет за квартал, который является налоговым периодом для оговариваемого налога, покупатель металлолома — налоговый агент должен рассчитать по следующей формуле:

Про начисление НДС мы уже рассказали. Остановимся на двух других показателях формулы.

Восстанавливать НДС покупателю нужно (абз. 4 подп. 3 п. 3 и абз. 6 подп. 4 п. 3 ст. 170 НК):

  • при получении металлического лома, в счет которого ранее перечислялся аванс и принимался НДС к вычету;
  • возврате аванса;
  • уменьшении стоимости/количества лома по соглашению с продавцом, т. е. при корректировке суммы налога, ранее предъявленной к вычету.

Вычеты по НДС приобретателя лома описаны в п. 4.1 ст. 173 НК.

Как происходит оформление налоговых регистров и счетов-фактур при реализации металлолома, если продающая сторона — плательщик НДС?

Итак, мы разобрались, что рассчитать и уплатить НДС при реализации лома придется в общих случаях покупателю. Теперь посмотрим, каким образом оформляются документы налогового учета по НДС для корректного исчисления налога и принятия его к вычету с операций, связанных с реализацией металлического лома.

Особенности по выставлению счета-фактуры в обговариваемой ситуации будут зависеть от того, является ли продавец лома плательщиком НДС или нет. Рассмотрим, по каким правилам происходит документальное оформление продаж всем участникам сделки. Чиновники ФНС привели эти правила в обобщенном виде в письме от 16.01.2018 № СД-4-3/480.

Продавец лома выставляет счет-фактуру: основные правила

При реализации, а также получении авансов в счет предстоящих отгрузок продавцы лома передают покупателю счет-фактуру с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом». При этом покупатели самостоятельно счет-фактуру при наступлении указанных событий не выписывают.

  1. При отгрузке лома указанная пометка проставляется в гр. 7 «Налоговая ставка», а гр. 8 «Сумма налога» прочеркивается. Стоимость товара без учета НДС отражается в гр. 5, гр. 9 «Стоимость с НДС» опять же прочеркивается.
  2. Счет-фактура на аванс числовой показатель будет содержать лишь в гр. 5. Гр. 3 и 4 (количество и цена), а также уже упомянутые нами гр. 8 и 9 прочеркиваются.

Порядок выставления исправленных и корректировочных счетов-фактур соответствует тому, что мы привели для отгрузочных и авансовых счетов-фактур.

Что касается первички (договоров, накладных, передаточных актов), то здесь ситуация немного иная. В товарно-передаточных документах стоимость лома фигурирует с учетом НДС, а в договор или приложение к нему включается условие о том, что приобретатель металлолома — налоговый агент производит оплату не всей стоимости товара, а лишь той его части, что не включает в себя налог, исчисляемый затем агентом самостоятельно к уплате в госказну. Отмеченное условие обеспечит корректное отражение выручки в бухгалтерском учете продавца и ее соответствие всей первичной документации.

Внесение записей в книгу продаж и книгу покупок продавцом: нюансы

При выставлении счетов-фактур на отгрузку отгружающая сторона должна зафиксировать их в книге продаж . Существуют определенные нюансы заполнения этого налогового регистра в данной ситуации:

  1. В гр. 2 «Код вида операции» должен быть отражен код либо 33, либо 34 — в зависимости от того, при совершении какого события выписывается счет-фактура (получение аванса или осуществление отгрузки).
  2. В гр. 14 «Стоимость без НДС» находит свое отражение или сумма полученного аванса без налога, либо стоимость отгруженного лома. И тот и другой показатель отражаются, соответственно, без учета налога.
  3. Гр. 13б «Стоимость с НДС» и 17 «НДС» прочеркиваются или же заполняются нулевым значением.

Заполнение книги покупок продавцом будет происходить, только если последний выписал корректировочный счет-фактуру на уменьшение поставки. В гр. 2 пойдет код 34, в гр. 15 — разность в стоимости с НДС, в гр. 16 «НДС к вычету» — 0 или прочерк.

Основные нормы заполнения книги продаж приобретателем лома

Каждую счет-фактуру, полученную от продавца, принимающая лом сторона должна занести в книгу продаж, ведь по сделке она выступает налоговым агентом по исчислению и уплате налога. Сразу оговоримся, что ею ведется единый регистр, несмотря на то что она действует и в качестве продавца в части исчисления и уплаты НДС, и в качестве покупателя.

В гр. 2 при операциях с ломом нужно занести один из кодов для соответствующей ситуации:

  • 41/42 — при регистрации авансового/отгрузочного документа, чтобы исчислить НДС с аванса/отгрузки вместо продавца;
  • 43 — при отражении авансового счета-фактуры, чтобы после отгрузки лома продавцом восстановить вычет НДС с аванса в качестве покупателя.

Также возможно приведение и других кодов.

Гр. 13б (стоимость с НДС) заполняется или суммой аванса с НДС, или суммой, отражающей стоимость товаров с НДС. Всё зависит от того, происходит ли регистрация авансового или отгрузочного документа.

В гр. 14 (стоимость без НДС) проставляется или сумма аванса без НДС, или стоимость товаров без НДС.

Для внесения значения в гр. 17 сумма НДС с аванса или с отгрузки определяется расчетным методом по формулам, представленным нами выше.

Главные принципы заполнения книги покупок покупателем лома

Сторона, приобретающая лом у налогоплательщика НДС, вносит в книгу покупок полученные авансовые и отгрузочные счета-фактуры. Так же, как и книга продаж, книга покупок у налогового агента одна, хотя действует он и вместо продавца, и как покупатель.

В гр. 2 книги покупок покупатель отражает коды:

  • 41/42 — при регистрации авансового/отгрузочного счета-фактуры для вычета НДС с аванса/покупки в качестве покупателя;
  • 43 — при фиксации авансового счета-фактуры для вычета НДС с аванса вместо продавца.

Возможно отражение и других кодов.

Гр. 15 (стоимость с НДС) будет служить для указания либо аванса за лом с НДС либо стоимости самого лома с НДС.

Для отражения значения в гр. 16 (сумма НДС) книги покупок налоговый агент — покупатель металлолома должен вычислить величину налога расчетным методом.

Как происходит выписка счетов-фактур, если продающая лом сторона сделки освобождена от уплаты НДС или применяет спецрежим?

В случаях, когда продавец применяет освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, счет-фактура им выписывается в обязательном порядке, но с особой отметкой: «Без НДС». Здесь при реализации лома особых правил оформления счетов-фактур, книги продаж и покупок нет.

Спецрежимники и вовсе освобождены от обязанности выставлять счета-фактуры. Тогда соответствующая отметка «Без НДС» должна быть прописана в договоре в качестве одного из условий и в передаточном документе, например в накладной.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Наличие отметки «Без НДС» необходимо и в документе, подтверждающем покупку металлического лома у простого физического лица, не зарегистрированного в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, например в закупочном акте.

Итоги

Итак, мы выяснили, что при реализации лома начислять и уплачивать НДС должна приобретающая сторона. Но делать это она будет только в том случае, если продавец лома является плательщиком НДС и не освобожден от уплаты налога, например по ст. 145 НК РФ. Существуют и некоторые особенности в выставлении счетов-фактур на аванс и на отгрузку продавцами-налогоплательщиками, которые нами также были рассмотрены. Кроме того, мы рассказали, каким образом происходит заполнение налоговых регистров по учету НДС каждой стороной — участницей сделки по реализации лома.

В том случае если продавец лома освобожден от уплаты НДС или же применяет специальный налоговый режим, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента. Главное — очень внимательно подойти к оформлению первички (договоров, накладных, актов и т. д.), чтобы у контролеров не возникло никаких претензий ни к продающей, ни к приобретающей стороне.

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов: разбираемся с НДС

При производстве металлопродукции (реализация которой облагается НДС) образуются лом и отходы черных и цветных металлов, которые предприятия могут продать на сторону. Является ли продажа такой продукции лицензируемой деятельностью? При каких обстоятельствах при реализации лома и отходов черных и цветных металлов не начисляется НДС? Что делать с суммой "входного" НДС по черному и цветному металлу, ранее предъявленной к вычету?

О начислении НДС

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров на территории РФ, включая передачу права собственности на товары на безвозмездной основе, признается объектом обложения НДС. Однако в силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов является операцией, не подлежащей обложению НДС.

Определение. В Налоговом кодексе отсутствует понятие лома и отходов черных и цветных металлов. Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ, можно воспользоваться определением, представленным в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Лом и отходы цветных и черных металлов представляют собой пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. На то, что для целей освобождения от обложения НДС следует руководствоваться приведенным определением, указал и Минфин России в Письме от 01.07.2011 N 03-07-07/32.

Кстати, в ГОСТ 1639-2009 <1> отходы и лом разделены. Отходы производства (новый скрап) — это отходы, образующиеся при производстве продукции из цветных металлов и сплавов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Лом (старый скрап) — это изделия из цветных металлов и сплавов, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность.

<1> ГОСТ 1639-2009 "Межгосударственный стандарт. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия", введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2010 N 175-ст.

Необходимо учитывать: перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой согласно законодательству РФ (п. 6 ст. 149 НК РФ).

На основании пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов подлежат лицензированию. Исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (п. 2 обозначенной статьи).

Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 (далее — Положение). В соответствии с п. 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:

  • заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов;
  • заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов.

При этом под заготовкой следует понимать приобретение лома черных или цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации. В связи с этим становится понятно, почему нормы Положения не распространяются на реализацию лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.

Таким образом, реализация лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате производства металлопродукции, не относится к лицензируемой деятельности, поэтому для применения освобождения от обложения НДС лицензия не нужна.

Еще один момент: налогоплательщик, осуществляющий операции, как подлежащие налогообложению, так и не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) НДС, обязан вести раздельный учет таких операций (п. 6 ст. 149 НК РФ). Ссылаясь на эту норму, а также на пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ (налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена для них законодательством о налогах и сборах), Президиум ВАС настаивает на следующем. Налогоплательщик обязан обосновать право на применение льготы по НДС путем ведения в установленном порядке учета своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения (Постановление от 08.06.2010 N 1650/10).

К сведению. Денежные средства, получаемые продавцом за перегруз вагонов при осуществлении операций по реализации лома и отходов черных металлов, в налоговую базу по НДС не включаются (Письмо Минфина России от 13.11.2009 N 03-07-11/302). Основание — п. 2 ст. 162 НК РФ, из которого следует, что полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), налоговую базу по НДС не увеличивают.

О "входном" НДС

Надо ли восстанавливать ранее принятый к вычету НДС в связи с реализацией лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате производства металлопродукции? Минфин настаивает: суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по металлу, в отношении его остатков, которые признаются возвратными отходами и приходуются на склад в качестве лома и отходов, подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором такие отходы и остатки начинают использоваться для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения (Письмо от 16.04.2013 N 03-07-11/12802). Финансисты такой позиции придерживаются уже давно (см. Письмо от 01.09.2008 N 03-07-07/84). Чиновники исходят из того, что в описанной ситуации подлежит применению пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ в определенных случаях суммы НДС по товарам (работам, услугам), принятые в установленном порядке к вычету, подлежат восстановлению. Одним из таких случаев является дальнейшее использование этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в том числе операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) (пп. 2). Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.

У автора другая точка зрения. Черные и цветные металлы закупаются и фактически используются для производства металлопродукции, реализация которой облагается НДС. Следовательно, "входной" НДС по металлу правомерно принят к вычету и восстановлению не подлежит.

Налогоплательщики вполне могут придерживаться такого подхода, рассчитывая на поддержку судей. В качестве примера приведем выводы, сделанные ФАС ПО в Постановлении от 05.05.2011 по делу N А55-16525/2010. Общество приобретало черные и цветные металлы для производства и реализации товаров (продукции), подлежащих обложению НДС. Образовавшиеся в ходе производства этих товаров отходы черных и цветных металлов не являются специально произведенными обществом товарами. Реализованные отходы (стружки, опилки, обрезки), непригодные для производства продукции, не являются тем же товаром (металлом), который приобретался налогоплательщиком для производства товара, облагаемого НДС. Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм НДС, ранее правомерно предъявленных к вычету по товарам, приобретенным для использования в операциях, признаваемых объектом обложения НДС, но впоследствии не используемых в этих операциях в связи с браком <2>.

<2> См. также Постановления ФАС ПО от 30.11.2010 по делу N А55-33697/2009 (в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 15.03.2011 N ВАС-2416/11), от 15.07.2010 по делу N А55-29172/2009 (в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано Определениями ВАС РФ от 25.11.2010 N ВАС-14097/10 и от 18.10.2010 N ВАС-14097/10).

Еще один пример — Постановление ФАС УО от 11.12.2012 N Ф09-12020/12. Общество приобретало у поставщика металлопрокат с НДС и металлоотходы без НДС. В результате переработки этих материалов общество производило собственную продукцию — стальной лист неответственного назначения (лист стальной горячекатаный, холоднокатаный, с покрытием по СТО N 202). Эту продукцию общество реализовывало потребителям с учетом НДС. Помимо этого, оно реализовывало лом без НДС, образовавшийся в процессе технологического цикла.

Реализуемые обществом лом и отходы металла образуются в результате технологического процесса обработки металлопроката и металлоотходов. В процессе производства происходит смешение металлоотходов и металлопроката неответственного назначения, фактически невозможно определить, сколько лома образуется в процессе производства из металлопроката, а сколько — из металлоотходов. В связи с этим раздельный учет продукции на выходе обществом не ведется.

НДС по приобретенному товару (металлопрокату) заявлен обществом в составе налоговых вычетов по НДС при оприходовании сырья. При последующей реализации лома, образовавшегося в процессе производства, НДС, принятый ранее к вычету по прямым расходам, к уплате в бюджет не восстанавливался. В части косвенных расходов НДС налогоплательщиком самостоятельно восстанавливался к уплате в бюджет и отражался в налоговой отчетности.

Суд решил: отходы сырья, не подлежащие дальнейшему использованию в производстве готовой продукции, не являются товаром, непосредственно изготовленным из приобретенного обществом сырья.

Реализация лома и отходов цветных металлов

Соответственно, в указанном случае отсутствуют условия, обязывающие налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет налог, ранее правомерно предъявленный к вычету при приобретении металлической продукции для производства стального листа неответственного назначения, реализация которого является для налогоплательщика объектом обложения НДС.

О раздельном учете

Если придерживаться позиции финансистов, необходимо помнить о том, что согласно п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. В случае отсутствия раздельного учета суммы налога вычету не подлежат и в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не включаются.

В то же время налогоплательщик вправе отказаться от ведения раздельного учета в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. В этом случае все суммы "входного" НДС подлежат вычету.

* * *

При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, в том числе полученных в результате производства металлопродукции, НДС начислять не надо, поскольку данная реализация является операцией, не подлежащей налогообложению. Спорить с этим никто не будет, поскольку это прямо предусмотрено Налоговым кодексом. А вот с "входным" НДС по металлу дело обстоит иначе. Финансисты настаивают на том, что при реализации лома и отходов цветных и черных металлов, образовавшихся в результате производства товаров, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, в отношении остатков лома и отходов подлежат восстановлению. Рассчитывая на поддержку судей, можно рискнуть и налог не восстанавливать.

О.В.Давыдова

Редактор журнала

"Промышленность: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Все статьи Продажа металлолома собственного производства, или Безотказная льгота по НДС (комментарий к Письму Минфина России от 2 сентября 2015 г. N 03-07-07/50555) (Мухин В.)

Продажа металлолома, который образовался в процессе собственного производства организации, не лицензируется. Означает ли это, что такая операция облагается НДС?

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса (далее" — Кодекс). При этом в силу положений п. 6 ст. 149 Кодекса данные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) "при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ".
В свою очередь порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, осуществляемой юрлицами и ИП (за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у них в процессе собственного производства), определен Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1287.
Таким образом, деятельность по продаже лома черных и цветных металлов, образовавшегося у организаций и ИП в процессе собственного производства, не является лицензируемой. В то же время, как указал Минфин России в Письме от 2 сентября 2015 г. N 03-07-07/50555, освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса, применяется и в том случае, если деятельность не лицензируется.
Аналогичной позиции чиновники придерживались и ранее (см., напр., Письма ФНС России от 16 августа 2006 г. N 03-1-03/1562@, УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2006 г. N 19-11/35889). И в этой части суды полностью с ними солидарны (см., напр., Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2015 г. N Ф07-4091/2015 по делу N А42-3285/2014, ФАС Московского округа от 25 марта 2014 г. N Ф05-962/2014 по делу N А41-6141/11, ФАС Уральского округа от 27 мая 2014 г. N Ф09-2580/14 по делу N А60-29784/2013 и т.д.). Арбитры подчеркивают, что налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома черных и цветных металлов, должен иметь соответствующие лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. В отсутствие таких лицензий налогоплательщик вправе воспользоваться освобождением от обложения НДС, только если лом образовался исключительно в процессе собственного производства.
Между тем необходимо отметить, что на самом деле в рассматриваемой ситуации говорить о том, что налогоплательщик "вправе" воспользоваться освобождением от обложения НДС, было бы не совсем правильно. Ведь это подразумевает, что имеет место право выбора — облагать соответствующие операции НДС или нет. В то же время в соответствии с п.

Service Temporarily Unavailable

5 ст. 149 Кодекса налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от обложения НДС при осуществлении операций по реализации товаров, работ, услуг, предусмотренных в п. 3 ст. 149 Кодекса. А это означает, что от льготы, которая предусмотрена в п. 2 ст. 149 Кодекса, налогоплательщик отказаться не вправе.
На практике это означает, что при продаже лома черных или цветных металлов, образовавшихся, к примеру, при демонтаже или ликвидации оборудования, компания (ИП) "попадает" на раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС. Раздельный учет можно не вести только в тех налоговых периодах, когда доля совокупных расходов, приходящихся на не облагаемые НДС операции, не превышает 5 процентов от общей величины совокупных расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

2018-04-2121.04.2018 19:23

Здравствуйте. Да, Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены изменения в статью 149 НК РФ в части порядка уплаты НДС на лом. Согласно этим поправкам исчислять НДС на металлолом в 2018 году должны покупатели как налоговые агенты (ст. 161 НК РФ). Налоговым агентом при покупке лома может выступать любая организация, в том числе на упрощенке или освобожденная от НДС по статье 145 НК РФ. Это обусловлено тем, что организации при УСН также выполняют обязанности налоговых агентов (п.

Реализация металлолома не облагается ндс

5 ст. 346.11 НК).При этом сами продавцы на ОСНО не начисляют налог и не оформляют счета-фактуры (п. 8 ст. 161 и п. 5 ст. 168 НК). Счета-фактуры оформляют покупатели - налоговые агенты. А продавцы согласно Федеральному закону при реализации указанных товаров продавцы, являющиеся налогоплательщиками НДС, составляют счета-фактуры без учета сумм этого налога, делая в них соответствующую надпись "НДС исчисляется налоговым агентом". (письмо Минфина России от 20.12.2017 № 03-07-14/85218).

В соответствии с пунктом 3 порядка заполнения налоговой декларации по НДС при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, заполняются титульный лист ираздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231». Об этом сказано письме ФНС от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@

Там также сказано, что до внесения соответствующих изменений и дополнений в приложения к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ о порядке заполнения декларации по НДС, то ФНС России рекомендует налоговым агентам, заполнять декларацию в следующем порядке.

  • строки 010 — 030 не заполняются;
  • по строке 060 указывается итоговая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 4.1 статьи 173 Кодекса;
  • по строке 070 указывается код 1011715, применяемый при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Кроме того, указанными налоговыми агентами формируется раздел 9 налоговой декларации по НДС, в котором отражаются записи по счетам-фактурам, полученным налоговыми агентами от налогоплательщиков-продавцов вышеуказанных товаров. При этом сведения по счетам-фактурам, отраженные налоговыми агентами в разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок указанных товаров, до внесения соответствующих изменений в Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС, отражаются ими в разделе 9 налоговой декларации по НДС с отрицательным значением при применении вычетов в установленном порядке. В аналогичном порядке производятся записи по счетам-фактурам (корректировочным счетам-фактурам) в разделе 9 налоговой декларации по НДС, в случаях, указанных в пунктах 5 и 13 статьи 171 Кодекса.

В письме сказано, что указанный порядок применяется в отношении налоговых периодов до 1 января 2019 года, а начиная с налогового периода за первый квартал 2019 года записи по счетам-фактурам, отраженные налоговыми агентами в разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок указанных товаров, а также в случаях, указанных в пунктах 5 и 13 статьи 171 Кодекса, производятся в разделе 8 налоговой декларации по НДС, в целях применения вычетов в установленном порядке.

По ходу так.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня предлагаю Вашему внимаю тему налогообложения при осуществлении деятельности с ломом черных и цветных металлов, а именно НДС (налог на добавленную стоимость).

Как не странно, но данный вопрос часто поступает к специалистам Центра Лицензирования Титан, как правило, его задают бухгалтеры наших клиентов (ранее не имевшие опыта в сфере обращения с ломом черных и цветных металлов), либо предприниматели, рассматривающие сферу деятельности как новое направление их бизнеса. Платить НДС или не платить, вот в чем вопрос?

Предлагаю начать с законодательной базы :

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ реализация товаров, включая передачу на безвозмездной основе, являются операциями, облагаемыми НДС.

Реализация металлолома - 2018. Первые разъяснения ФНС

Но в силу пп.25 п.2 ст.149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов не подлежит обложению НДС. Налоговый кодекс не дает понятия лома черных и цветных металлов, но в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ, представляется возможным использовать формулировку, представленную в ФЗ №89 « об отходах производства и потребления». В соответствии с определением лом и отходы черных и цветных металлов – это пришедшие в негодность или потерявшие потребительские свойства изделия из металлов и их сплавов, отходы, полученные при производстве изделий из металлов, а также брак, образовавшийся в процессе производства изделий из металлов. В соответствии с письмом Министерства финансов 01.07.2011 №03-07-07/32 указанное выше определение используется для освобождения от обложения НДС.

Примером могут служить – списанные суда, железнодорожные вагоны с истекшим сроком использования, черный и цветной металл, полученный при демонтаже крупногабаритных металлоконструкций (зданий, строений, сооружений), автотранспорт, отходы от производства, станки и иные агрегаты производств, списанные в связи с истечением срока полезного использования или неустранимыми дефектами.

Важно : в соответствии с п.6 ст.149 НК РФ освобождаются от налогообложения операции с ломом металлов при наличии у налогоплательщика лицензии на осуществление деятельности с ломом черных и цветных металлов (лицензирование деятельности с ломом рассмотрено в одноименной статье в разделе нашего сайта «мнение эксперта»).

Налогоплательщик, осуществляющий деятельность с ломом черных и цветных металлов, а также иную деятельность обязан вести раздельный учет операций.

На основании постановления ВАС от 08.06.2010 №1650/10, на налогоплательщика возлагается обязанность по обоснованию законности применения налоговой льготы по НДС, по средствам ведения учета своих доходов/расходов, раздельного учета операций подлежащих налогообложению и освобожденных от налогообложения.

Часто встречающиеся ошибки:

    Выставление счет-фактур по операциям с ломом металлов, в данном случае НДС Вы показали, как следствие платить его придется.

    Заключение договоров на покупку/продажу лома черных и цветных металлов с НДС, как следствие при оформлении первичных документов неопытные бухгалтеры отталкиваются от условий договора.

    Металлолом образовался в результате списания основных средств. Бухгалтер благополучно оприходовали металлолом на баланс, а так как деятельность с ломом черных и цветных металлов (а именно реализация) подлежит лицензированию, а лицензии нет, то льгота по НДС не может быть принята. Это глубочайшее заблуждение. Во-первых, для реализации лома металлов образовавшегося в результате собственной производственной деятельности предприятия, лицензия на реализацию лома не требуется (подробнее можете ознакомиться в разделе нашего сайта «законодательство»), а в соответствии с налоговым кодексом такие операция не облагаются НДС (письмо ФНС «О налоге на добавленную стоимость» от 16 августа 2006 года №03-1-03/1562@).

    Нет лицензии на заготовку, переработку, хранение и реализацию лома черных и цветных металлов, деятельность ведется, НДС бухгалтером начисляется – в данном случае Вы нарушаете нормы КоАП и УК РФ (подробнее можете ознакомиться в разделе «Ответственность» на нашем сайте), так как данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

    При реализации металлолома образовавшегося в результате списания основных средств необходимо подтвердить его происхождение. В процессе оприходования на баланс предприятия образовавшийся лома черных и/или цветных металлов необходимо учитывать требования ГОСТов (лом черных/цветных металлов) и определение ФЗ №89 « об отходах производства и потребления», в приходных документах должен быть указан вид металлолома (черный/цветной), категория (в соответствии с ГОСТ), вес, стоимость. Должным образом необходимо составить акты о списании основных средств, в результате списания которых образовался лом металлов, данные акты понадобятся в случаи проверки налоговых органов. В случаи оприходования металла черного/цветного, без указания категорий металлолома и т.д., налоговый орган вправе отказать в освобождении от уплаты НДС по операциям и доначислить налог (в связи с некорректным оформлением документов).

И так подведем итог, мы рассмотрели вопрос применения НДС при осуществлении деятельности по заготовке, переработке, хранении и реализации лома черных и цветных металлов. Рассмотрено действующее законодательство, основные ошибки, возникающие при осуществлении бухгалтерского учета.

С уважение к Вам и Вашему бизнесу

Центр Лицензирования Титан!

Организация (общая система налогообложения) занимается деятельностью по заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Приобретенные лом и отходы черных и цветных металлов учитываются на счете 41, их отгрузка покупателям отражается с использованием счета 45. Организация не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся ИП.
Изменится ли порядок ведения книги покупок и книги продаж, а также отражение операций в бухгалтерском учете с 01.01.2018?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На настоящее время нами не обнаружено информации о том, что в правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утвержденные Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, с 01.01.2018 будут внесены изменения. Если по состоянию на 01.01.2018 изменения в соответствующие правила не будут внесены и не вступят в силу, то нам представляется возможным руководствоваться общими положения правил с учетом изложенных ниже особенностей.
Бухгалтерские проводки с примерами изложены ниже.

Обоснование позиции:

Ведение книги покупок и книги продаж

В соответствии с НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ).
Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ ( НК РФ).
Формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утверждены Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137).
В настоящем нами не обнаружено информации о том, что в соответствующие правила, утвержденные N 1137, с 01.01.2018 в связи со вступлением в силу Закона N 335-ФЗ будут внесены изменения. Возможно, что соответствующие изменения будут внесены в ближайшее время. Если же по состоянию на 01.01.2018 изменения в соответствующие правила не будут внесены и не вступят в силу, то нам представляется возможным руководствоваться общими положениями правил с учетом следующих особенностей.
Поскольку счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с НК РФ, исчисленных сумм налога к вычету (абзац четвертый НК РФ), мы полагаем, что счета-фактуры, выставленные продавцами лома и отхода черных и цветных металлов, без учета сумм НДС (в указанных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом"), подлежат регистрации покупателем - налоговым агентом в книге продаж (для исчисления НДС) и в книге покупок (для применения налоговых вычетов).
При этом, поскольку полученные от продавцов счета-фактуры будут заполнены без НДС, покупателю (налоговому агенту) следует составить документ (например, бухгалтерскую справку-расчет), в котором будет представлен расчет суммы НДС. На основании этого документа покупатель - налоговый агент отразит в книге продаж и книге покупок сведения, которые не содержатся в полученных счетах-фактурах.
Отметим также, что при восстановлении в порядке, установленном НК РФ, сумм НДС, принятых к вычету налогоплательщиком в порядке, предусмотренном НК РФ (в частности, восстановление НДС с сумм предоплаты), счета-фактуры, на основании которых суммы налога приняты к вычету, подлежат регистрации в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных N 1137).
В ситуации, когда ваша организация будет реализовывать лом и отходы черных и цветных металлов, необходимо учитывать следующее.
При реализации вашей организацией лома и отходов черных и цветных металлов, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налоговым агентам (НДС вашей организацией не исчисляется) ваша организация будет обязана выставлять счета-фактуры без учета сумм НДС (в указанных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом"). Правила ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденные N 1137, прямо не обязывают регистрировать такие счета-фактуры в книге продаж.
Вместе с тем, поскольку в настоящее время налоговые органы производят сравнение данных книги покупок покупателя и книги продаж продавца, мы полагаем, что выставленные вашей организацией счета-фактуры без учета сумм НДС возможно зарегистрировать в книге продаж. Поскольку данные счета-фактуры составлены продавцом без учета сумм НДС, их регистрация в книге продаж не должна приводить к негативным последствия для продавца.
В рассматриваемой ситуации организация не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Для сведения отметим, что в таком случае счета-фактуры составляются продавцом и регистрируются в книге продаж и книге покупок в общем порядке.
Также организация может зарегистрировать в книге покупок счета-фактуры по общехозяйственным расходам.

Бухгалтерский учет

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее соответственно - План счетов и Инструкция), утвержденными Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах НДС по приобретенным ценностям, а также работам и услугам предназначен счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". На субсчете 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы НДС, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.
Полагаем, что суммы НДС, исчисленные на день отгрузки приобретенных товаров (если организация-покупатель признается налоговым агентом), возможно отражать с использованием счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Допускаем также использование счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
При этом суммы НДС, исчисленные при перечислении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих покупок (если организация-покупатель признается налоговым агентом), считаем возможным отражать с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", например, на субсчете "НДС с предварительной оплаты".
Согласно Плану счетов и Инструкции счет 45 "Товары отгруженные" предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. Принятые на учет по счету 45 "Товары отгруженные" суммы списываются в дебет счета 90 "Продажи" одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров).
Следует иметь в виду, что обязанность по исчислению НДС возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором, под датой отгрузки в целях НДС признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (смотрите, например, Минфина России от 06.10.2015 N 03-07-15/57115, от 17.07.2015 N , от 26.03.2015 N ).
Для примера предположим, что организация приобретает лом и отходы черных и цветных металлов по цене 100 рублей (без учета НДС). В дальнейшем данный товар организация продает по цене 150 рублей (без учета НДС), фактическая себестоимость 100 рублей (мы не принимаем во внимание то, что фактическая себестоимость товара может формироваться не только из покупной стоимости, а также не учитываем коммерческие и управленческие расходы).
1. Приобретение лома и отходов черных и цветных металлов у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, у организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. В данных случаях организация-покупатель налоговым агентом не признается, НДС не исчисляется, счета-фактуры не выставляются:
Дебет 41 Кредит 60
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей).

- перечислена оплата в счет предстоящей покупки (100 рублей);
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
- зачтена ранее перечисленная предоплата.
2. Приобретение лома и отходов черных и цветных металлов у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками НДС. В данном случае организация-покупатель признается налоговым агентом НДС (продавец выставляет счета-фактуры без учета сумм НДС):
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 19 Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
Дебет 68 Кредит 19
- НДС, исчисленный налоговым агентом, принят к вычету (18 рублей);
При перечислении оплаты в счет предстоящих покупок (в размере 100 рублей):
Дебет 60, субсчет "Предварительная оплата перечисленная" Кредит 51
- перечислена оплата в счет предстоящих покупок (100 рублей);
Дебет 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты" Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
- НДС, исчисленный налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок, принят к вычету на основании абзаца второго НК РФ (18 рублей);
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 60, Кредит 60, субсчет "Предварительная оплата перечисленная"
- зачтена ранее перечисленная предоплата;
Дебет 19 Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом при отгрузке (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
Дебет 68 Кредит 19
- НДС, исчисленный налоговым агентом при отгрузке, принят к вычету (18 рублей);
Кредит 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты" Кредит 68
- восстановлен НДС, принятый к вычету с перечисленной оплаты в счет предстоящих покупок (18 рублей);
Дебет 68 Кредит 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты"
- НДС, исчисленный налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок (ранее восстановленный), принят к вычету на основании НК РФ, с учетом НК РФ (18 рублей).
3. Реализация лома и отходов черных и цветных металлов организациям и индивидуальным предпринимателям, как являющимся налогоплательщиками НДС, так и применяющим специальные налоговые режимы. В данном случае покупатели будут являться налоговыми агентами, продавец НДС не исчисляет, но выставляет счета-фактуры без учета сумм НДС покупателям:
Дебет 45 Кредит 41
- отражена отгрузка лома и отходов черных и цветных металлов покупателю (100 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на отгрузку на сумму 150 рублей (без выделения сумм НДС, в указанном счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом" ( НК РФ);
Дебет 62 Кредит 90
Дебет 90 Кредит 45
Дебет 51 Кредит 62
- получена оплата от покупателя (150 рублей).
При получении оплаты в счет предстоящих отгрузок (например, в размере 150 рублей) продавец также не исчисляет НДС, но выставляет счета-фактуры на предварительную оплату:
Дебет 51 Кредит 62, субсчет "Предварительная оплата полученная"
- получена предварительная оплата (150 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на предварительную оплату, на сумму 150 рублей (без выделения сумм НДС ( НК РФ));
Дебет 45 Кредит 41
- отражена отгрузка лома и отходов черных и цветных металлов покупателю (100 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на отгрузку на сумму 150 рублей (без выделения НДС ( НК РФ));
Дебет 62 Кредит 90
- признана выручка от реализации товаров (150 рублей);
Дебет 90 Кредит 45
- списана стоимость реализованных товаров (100 рублей);
Дебет 62, субсчет "Предварительная оплата полученная" Кредит 62
- зачтена ранее полученная предоплата.
4. В рассматриваемой ситуации организации не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Поэтому пример бухгалтерских записей мы не приводим, но отмечаем, что реализация указанных товаров таким покупателем отражается организацией в общем порядке как обычным налогоплательщиком НДС.
5. Во всех перечисленных случаях организация вправе принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам:
Дебет 44 Кредит 60 (76)
- отражены (приняты к учету) общехозяйственные расходы;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- отражен НДС по общехозяйственным расходам;
Дебет 68 Кредит 19
- приняты к вычету суммы НДС по общехозяйственным расходам на основании соответствующих счетов-фактур.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.