Копирайтинг

Базовый тральщик проекта 12650. Базовый тральщик пр.1265 "Яхонт"

Отечественные противоминные корабли (1910-1990) Скороход Юрий Всеволодович

Базовый тральщик пр. 1265 (шифр "Яхонт")

Проектант Западное ПКБ

Главный конструктор Д. И Рудаков. В. И. Немудров

Главный наблюдающий ВМФ И М. Шелевахо

Заводи-строители "Авангард"

и Владивостокский СЗ

Годы сдачи 1972-1997

Число кораблей в серии, сл. 69

Водоизмещение, т.

стандартное 427

нормальное 444

полное 460

Главные размерения, м:

длина наибольшая 49.0 (по КВЛ – 46.0)

ширина наибольшая 8.8 (по КВЛ – 8.35)

осадка при Dn 2.45

Главная энергетическая установка:

тип дизельная (дизели ДРА-21()Ь)

число и мощность дизелей, л.с 2x1000 (работают на ВРШ в насадке)

Электроэнергетическая установка:

тип дизель-генераторов ДГРА 100/1500 мм и ДГРА 50/1500 мм

число и мощность дизель-генераторов, кВт 3x100+1x50

Скорость хода, уз:

экономическая 10

Дальность плавания при 10 уз. мили 1500

Автономность по запасам провизии, сут 10

Экипаж (в т.ч. офицеров), чел 45 (5)

Материал корпуса дерево

Вооружение:

артиллерийское АК-230М (1х2-30-мм) и 2М-ЗМ-Б (1х2-25-мм) и ЗКБР "Стрела-З"

противоминное тралы ГКТ-2, ГС-1, АТ-6 и ПЭМТ-4, буксируемый КИУ-2-2М; предусмотрена возможность буксировки СТ-2 или буксировщиков ШЗ (2x200 м)

минное (в перегрузку) до 6 мин

радиолокационное РЛС МР-212/201

гидроакустическое МГ-89 и МГ-35

Проектируемый корабль являлся дальнейшим развитием БТЩ пр. 1252. Однако согласно ТТЗ он должен был проектироваться не по катерным нормам (как корабль пр. 1252), а по новым нормам кораблей базовой зоны. Кроме того, на нем оговаривалась установка новых образцов вооружения и оборудования, реализация дополнительных мероприятий по снижению физических полей и дальнейшее увеличение объема автоматики и дистанционного управления. Все это привело к настолько существенному увеличению водоизмещения нового БТЩ, что сделано невозможным строительство его на нрежних стапельных местах и привело к необходимости постройки первых новых БТЩ с деревянными корпусами. Так как это решение рассматривалось как временное, то при постройке новых деревянных БТЩ не были приняты специальные меры по защите их корпусов, срок службы которых без таких мер ограничивался 10-15 годами. Головной корабль был построен и сдан в 1972 году на СЗ "Авангард", в течение 1972-1995 годов на этом заводе и на Владивостокском СЗ по этому проекту было построено около 70 кораблей. Кроме того, по экспортной модификации (пр. 1265Э) было построено еще 13 кораблей (по четыре передано Болгарии, Кубе и Вьетнаму и один – Сирии).

Рис. 56. Базовый тральщик пр. 1265:

а – вид сбоку; б – продольный разрез; в – план палубы

Из книги Шифры советской разведки автора Синельников Андрей Владимирович

Шифр Рамзая Рихарду Зорге в истории нашей Родины суждено было занять особое место. Волею судьбы и благодаря своим исключительным человеческим качествам он поднялся на самую вершину Олимпа, под названием Советская разведка. Десятки книг, сотни статей, документальные и

Из книги Репортаж из XXI века автора Васильев Михаил Васильевич

Химический шифр наследственности Если вам когда-нибудь скажут, что у кошки вместо котят родились щенята, а у лошади - слоненок, вы улыбнетесь и, конечно, не поверите такому чуду. И будете правы. Жизнь приучила нас к тому, что орел - от орла, а не от страуса. Ио не часто мы

Из книги Отечественные противоминные корабли (1910-1990) автора Скороход Юрий Всеволодович

Быстроходный базовый тральщик пр. 263 Проектант ЦКБ-17Главный конструктор А.И.МасловГлавный наблюдающий ВМФ И.С.СавицкийЗавод-строитель намечался № 370Годы проектирования 1942-1944Водоизмещение, т:стандартное 620нормальное 675полное 730Главные размерения, м:длина наибольшая 66,7

Из книги автора

Из книги автора

Базовый тральщик типа MMS-126 (126-футовик) 3* Проектант и строитель английские судоверфиГод постройки 1942Водоизмещение, т:полное 260Главные размерения, м:длина наибольшая 38,4 (по КВЛ – 36,2)ширина по KBЛ 6,7осадка при Dn (2,15Главная энергетическая установка:тип дизельнаямощность

Из книги автора

Базовый тральщик типа МMS-136 (136-футовик) 4* Проектант и строитель английские судоверфиГод постройки 1942Водоизмещение, т:полное около 400Главные размерения, м:длина 44.5ширина 7,5осадка 2.5Главная энергетическая установка:тип дизельнаямощность дизелей, л.с 2x300Скорость хода,

Из книги автора

Базовый тральщик типа AM ("Адмирэбл") Проектант американская фирма "Вестингаус"Годы постройки 1942-1945Число кораблей в серии, ел около 240. СССР в 1943-1945 гг. передано 34Водоизмещение, т:стандартное 725нормальное 835полное 945Главные размерения. м:длина наибольшая 56.1ширина наибольшая

Из книги автора

Трофейные и репарационные корабли Базовый тральшик типа М-35 Заводы-строители в Штеттине, Гамбурге, Ростоке, Любеке (Германия)Годы строительства 1937-1942Гол получения ВМФ 1946Число кораблей в серии, ед получено 14Водоизмещение, т:стандартное 716полное 890Главные размерения.

Из книги автора

Базовый тральщик типа М-40 Заводы-строители германские (Бремен, Росток, Штеттин, Любек, Эльбинг, Бремерхавен и Кениксберг), нидерландские (Роттердам, Амстердам, Схидам, Флиссинген, Сиккервеер, Болнес) и литовский (Клайпеда)годы строительства 1941-1945Год поступления в ВМФ

Из книги автора

Базовый тральщик пр. 266 Проектант ЦКБ-363Главный конструктор Н.П.ПеговГлавный наблюдающий ВМФ В.Т.КузьминЗаводы-строители Средне-Невский СЗ и Хабаровский СЗГоды сдачи 1963- 1971Число кораблей в серии, ел 41Водоизмещение, т:стандартное 519нормальное 540полное 560Главные размерения,

Из книги автора

Базовый тральщик пр. 1252 (шифр "Изумруд") Проектант Западное ПКБГлавный конструктор В.П.ВилунасГлавный наблюдающий ВМФ А.П.МуратовЗавод-строитель Средне-Невский СЗГоды сдач и 1966- 1969Число кораблей в серии, сд 3Водоизмещение, т:стандартное 300нормальное 310полное 320Главные

Из книги автора

Из книги автора

Прорыватели минных заграждений пр. 322, 1254 (шифр "Базальт") и 1267 (шифр "Диабаз") Из перечисленных до стадии технического проекта доведен только пр.322. ТТХ которого приведены ниже.Проектант ЦК Б-363Главный конструктор А. Г. СоколовГлавный наблюдающий ВМФ И. М. Хохлов, А. И.

Из книги автора

Тралыцик-шнуроукладчик пр. 1253 (шифр " Алмаз"), 1253А * (шифр "Алмаз-А") и 1253.1 (шифр "Алмаз-1") * TTX приведены для пр 1253А.Проектант пр. 1253 – ЦКБ-19, 1253А, 1253.1 – Западное ПКБГлавный конструктор пр. 1253 – В. В. Сидоров, пр. 1253A – В. И. Блинов, пр. 1253.1 – В. И. НемудройЗавод-строитель СЗ "Авангард",

Из книги автора

Корабль-водитель тралыдиков-шнуроукладчиков пр. 1253В (шифр "Аметист") Проектант Западное ПКБГлавный конструктор В. И. НемудровГлавный наблюдающий ВМФ Л. Т. ИльичевЗавод-строитель СЗ "Авангард", г.ПетрозаводскГоды сдачи 1971 – 1972Число кораблей в серии, ед 2Водоизмещение,

Из книги автора

Морской тральщик-вертолетоносец пр. 923 (шифр "Гранат") Проектант ЦКБ-363Главный конструктор Н.П.Пегов и В.П.МишинГлавный наблюдающий ВМФ. И.М.Шелевахо, Н.А.Андреев, М.М.ДымыкинЗавод-строитель планировался СЗ "Янтарь"Годы проектирования 1972-1979Водоизмещение, т:стандартное

Тральщики проекта 1265

Тральщики проекта 1265
Тральщики проекта 1265 «Яхонт» / Sonya class minesweeper
Проект
Страна
Изготовители Западное ПКБ
Операторы Военно-морской флот СССР
Годы постройки (первый)
В строю некоторые корабли в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 427 т (стандартное)
460 т (полное)
Длина 49 м
Ширина 8,8 м
Осадка 2,45 м
Двигатели 2 дизеля ДРА-210А (или ДРА-210Б), 3 дизельных генератора ДГРА-100/1500, дизельный генератор ДГРА-50/1500
Мощность 2000-2200 л.с. (дизели) и 350 кВт (генераторы)
Скорость хода 14 узлов
Дальность плавания 1500 миль (при 10 узлах)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 45 человек (5 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение
  • НРЛС «Миус», «Дон-2» (или МР-212/201 «Вайгач-У»)
  • ГАС миноискания МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» и МГ-7
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
Артиллерия сдвоенные артустановки 30-мм АК-230 М и 25-мм 2М-3М, 2 x 6 30-мм артустановки АК-306
Ракетное вооружение 2 x 4 ЗРК 9К34 «Стрела-3 » (ракета 9М36)
Минно-торпедное вооружение 6 мин
Противоминное вооружение:
  • Глубоководный контактный трал ГКТ-2
  • Акустический трал АТ-6
  • или петлевой электромагнитный трал ПЭМТ-4
  • или соленоидный электромагнитный трал СТ-2
  • или поверхностный сетевой трал ТС-1
  • или искатель-уничтожитель КИУ-1
  • или шнуровые заряды 2х200 м

Разработка

Служба

В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 25 базовых тральщиков проекта 1265 . Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет. Так, сейчас в составе ВМС Украины службу несут тральщики «U330 Мелитополь» (бывший БТ-79) и «U331 Мариуполь» (бывший БТ-126); в ВМС Азербайджана служат три тральщика БТ-116 (ныне «Магомед Гаджиев»), БТ-55 и БТ-103; в болгарском флоте таких тральщиков четыре; ещё четыре тральщика во флотах Вьетнама и Кубы, два во флоте Сирии. Один тральщик служил в Эфиопии и был списан в 1996 году. В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (24 года) отслужил тральщик «БТ-100», а меньше всего (15 лет) - тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.

Происшествия с кораблями

Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.

Литература

  • Буров В.Н. «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории». СПб, «Судостроение», 1995 г.
  • Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-морской флот СССР 1945-1991». СПб, Историческое морское общество, 1996 г.
  • «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный период 1946-1991 гг.» СПб, «Судостроение», 1996 г.

BASIC TRAWLER PROJECT 1265 «YAHONT»

26.12.2007
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» В 2007 ГОДУ ПОЛНОСТЬЮ ВЫПОЛНИЛ ГОСОБОРОНЗАКАЗ

30-го ноября судостроительный завод «Авангард» сдал заказ ВМС России – базовый минный тральщик «Полярный» Северного флота проекта 12650 типа «Яхонт», предназначенный для обеспечения развёртывания стратегических сил ядерного сдерживания морского базирования, сообщили в пресс-службе предприятия.
На тральщике производилась обвязка дизель-генератора, погрузка-разгрузка дизелей, ремонт водно-отливной системы, пожарной системы, гидравлики палубных механизмов и ремонт корпуса корабля.
28-го ноября корабль успешно прошёл ходовые испытания. Приёмная комиссия Северного флота во главе с председателем капитаном 3-го ранга Зубковым С. В. высоко оценила работу, проделанную коллективом «Авангарда».
Ранее, 14 ноября, заводом был сдан тральщик «Алексей Лебедев». Приёмной комиссией Балтийского флота работы по ремонту данного корабля были оценены положительно, как соответствующие техническим характеристикам.
«Подводя итоги года, можно смело сказать, что завод полностью выполнил программу 2007 г. по выполнению Гособоронзаказа перед Минобороны РФ: сдача в срок двух тральщиков Северному и Балтийскому флотам – яркое тому подтверждение», — комментирует руководитель ОАО «Авангард», председатель Совета директоров Александр Костюнин.
Портал машиностроения

11.09.2008
«АВАНГАРД» СТАЛ ЕДИНСТВЕННЫМ В РОССИИ ИСПОЛНИТЕЛЕМ ЗАКАЗОВ ПО РЕМОНТУ БАЗОВЫХ ТРАЛЬЩИКОВ

Министерство обороны РФ, на основании заключений ЦНИИ ТС и Федерального агентства по промышленности, приняло решение назначить ОАО «Судостроительный завод «Авангард» единственным в стране исполнителем заказов по ремонту кораблей проекта 12650 (базовый тральщик).
ОАО «Авангард» с 1971г. строит, а в последние время ремонтирует базовые тральщики проекта 12650.
Как сообщили КАРЕЛИНФОРМ в пресс-службе ОАО «Авангард», решение было принято после срыва в 2007г. Гособоронзаказа по ремонту тральщиков. Тогда конкурс на выполнение работ выиграл не «Авангард», а другое предприятие, предложившее цену в 2 раза ниже расчётной, но не имеющее опыта подобных работ.
Данный случай послужил предметом разбирательства на федеральном уровне, как следствие, Правительством Российской Федерации было принято решение «О ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники».
Karelinform.ru

25.12.2017


Приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала Виктора Королева базовому тральщику БТ-212 проекта 12650Э Балтийского флота присвоено наименование города Новочебоксарск Чувашской Республики и приказано именовать базовым тральщиком «Новочебоксарск».
В торжественной церемонии приняли участие представители командования Балтийским флотом, Государственного Совета Чувашской Республики, Новочебоксарского городского Собрания депутатов и администрации города Новочебоксарск, командование и личный состав бригады кораблей ОВР, родственники моряков-балтийцев.
Договорённость о переименовании достигнута между командованием Балтийского флота и администрацией Чувашской Республики в рамках соглашения о шефских связях республики и соединения кораблей охраны водного района Балтийской военно-морской базы. Присвоение именного названия послужит дальнейшему развитию шефских связей, повышению уровня военно-патриотического воспитания среди допризывной молодежи, сохранению и приумножению флотских традиций военных моряков. По старой традиции команду для подшефного корабля станут формировать из матросов, призванных из этой республики.
В настоящее время на Балтийском флоте, помимо базового тральщика «Новочебоксарск», есть более 10 боевых кораблей, носящих название городов и республик Российской Федерации.
Пресс-служба Западного военного округа


БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 1265 «ЯХОНТ»



Необходимость создания нового БТЩ была обусловлена тем, что корабли проекта 1252 проектировались на базе устаревшего к 1970-м годам оборудования и их крупносерийное строительство было бы нецелесообразным. ТТЗ на проектирование нового корабля (проект 1265 «Яхонт») было выдано Западному ПКБ (гл. конструктор Д.И.Рудаков, затем В.И.Немудров) в 1965 году. Выполненные проектные проработки показали, что выполнение всех требований ТТЗ привело к увеличению водоизмещения корабля до величины, затрудняющей постройку корабля в имеющемся цехе стеклопластикового судостроения, что вынудило к решению о «временном строительстве кораблей с деревянными корпусами». Головной корабль был сдан на СЗ «Авангард» в 1972 году, после чего на нем и на Владивостокском СЗ началось серийное строительство кораблей по этому проекту.

ТТЗ на проектироание нового БТЩ со стеклопластиковым корпусом выдавалось в 70-е годы Западному ПКБ дважды (проекты 12155 и 12651) и в обоих случаях заканчивалось разработкой технического проекта, его корректировкой ввиду неготовности новой базы стеклопластиков и решением о временном строительстве кораблей по проекту 1265Д и, ввиду неготовности базы стеклопластикового судостроения и нового противоминного оружия, принятием решения о продолжении строительства БТЩ с деревянными корпусами по проекту 1265.
ТТЗ на проектирование нового БТЩ со стеклопластиковым корпусом выдавалось в 1970-е годы Западному ПКБ дважды (проекты 1265П и 12651 «Яхонт-1», гл. конструктор В.И.Немудров) и в обоих случаях заканчивалось разработкой технического проекта, его корректировкой ввиду неготовности новой базы стеклопластиков и решением о временном строительстве кораблей по проекту 1265 и, ввиду неготовности базы стеклопластикового судостроения и нового противоминного оружия, принятием решения о продолжении строительства БТЩ с деревянными корпусами по проекту 1265. В ходе их серийного строительства в проект вносились изменения, так что последние корабли существенно отличались от первых.
В ходе их серийного строитеьства в проект вносились изменения, так что последние корабли существенно отличались от первых. В 1972-1994 годах на СЗ «Авангард» и на Владивостокском СЗ было построено около 70 кораблей по этому проекту, а в 1979-1990 годах 13 экспортных кораблей (проект 1265Э).
Кроме кораблей для отечественного ВМФ в 1979-1991 годах на СЗ «Авангард» было построено 13 кораблей по экспортной модификации проекта (пр 1265Э, главный конструктор В.И.Немудров, затем А.А.Форст); по четыре единицы передано Болгарии, Кубе и Вьетнаму и одна — Сирии. С середины 80-х годов корабли планомерно выводятся из состав ВМФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние имеется 46 кораблей
Проектант Западное ПКБ
Гл.конструктор Д.И.Рудаков
(затем В.И.Немудров)
Завод-строитель СЗ «Авангард», Владивостокский СЗ
Годы сдачи 1972-1995
Число кораблей в серии 69

Общекорабельные данные
Водоизмещение, т:
— стандартное 427
— нормальное 444
— полное 460
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 49,0 (46,0)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 8,8 (8,35)
— осадка при полн.водоизм. 2,45
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная ДР4-210Б
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 1000
(работают на ВРШ в насадках)
Электроэнергетическая установка:
— тип диз.-генер. ДГРА100/1500ММ и ДГР50/1500ПМ
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 3 х 100 + 1 х 50
Скорость хода, уз:
— полная 14
— экономическая 10
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 1500 (10)
Автономность по зап. провиз., сут.
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 45 (5)
Материал корпуса дерево

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетно-артиллерийское:
— число и тип
артустановок 1 х 2 30 мм АК-230М
1 х 2 25 мм 2М-3М-Б
— ПЗРК «Стрела-3»
Противоминное:
— контактный трал ГКТ-2, сетевой
трал ТС-1, акустический трал АТ-6, электромагнитный трал ПЭМТ-4, буксируемый искатель-уничтожиель КИУ—2М. Предусмотрена возможность буксировки соленоидного трала СТ-2 или шнуровых зарядов (2 х200 м)
Минное:
— до 6 мин (в перегузку)
Радиолокационное:
— РЛС МР-212/201
Гидроакустическое:
— МГ-89, МГ-35

Тральщики проекта 1265
Тральщики проекта 1265 «Яхонт» / Sonya class minesweeper

Базовый тральщик проекта 1265 «Герман Угрюмов» на Каспии (июль 2015 года).

Проект
Страна
Изготовители
  • Западное ПКБ
Операторы
Годы постройки
Годы в строю - н.в.
Построено 81
Строится 2
В строю 21
В резерве 1
Отменено 3
Отправлено на слом 59
Основные характеристики
Водоизмещение 427 т (стандартное)
460 т (полное)
Длина 49 м
Ширина 8,8 м
Осадка 2,45 м
Двигатели 2 дизеля ДРА-210А (или ДРА-210Б), 3 дизельных генератора ДГРА-100/1500, дизельный генератор ДГРА-50/1500
Мощность 2000-2200 л.с. (дизели) и 350 кВт (генераторы)
Скорость хода 14 узлов
Дальность плавания 1500 миль (при 10 узлах)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 45 человек (5 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение
  • НРЛС «Миус», «Дон-2» (или МР-212/201 «Вайгач-У»)
  • ГАС миноискания МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» и МГ-7
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
Артиллерия сдвоенные артустановки 30-мм АК-230 М и 25-мм 2М-3 М, 2 x 6 30-мм артустановки АК-306
Зенитная артиллерия 2 × 4 ЗРК 9К34 «Стрела-3 » (ракета 9М36)
Минно-торпедное вооружение 6 мин
Противоминное вооружение:

Глубоководный контактный трал ГКТ-2
Акустический трал АТ-6
или петлевой электромагнитный трал ПЭМТ-4
или соленоидный электромагнитный трал СТ-2
или поверхностный сетевой трал ТС-1
или искатель-уничтожитель КИУ-1

Или шнуровые заряды 2 × 200 м

Изображения на Викискладе

Тральщики проекта 1265 шифр «Яхонт» (по классификации НАТО - Sonya class minesweeper ) - советские тральщики, строившиеся активно в 1970-е годы, состоящие на вооружении некоторых постсоветских стран и стран «третьего мира». Дальнейшее развитие тральщиков проекта 257-ДМ.

Разработка

Тральщики проекта 1252 со стеклопластиковыми корпусами, которые должны были строиться после серии проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 1960-х оборудования, вследствие чего серийное производство было бесполезным. В результате этого в 1968 году ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1227) тактико-техническое задание на разработку нового проекта базового тральщика под номером 1265. Предполагались варианты 1265П (стеклопластиковый корпус) и 1265Д (деревянный корпус). Изначально разработкой занимались главный конструктор Д. И. Рудаков и главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И. М. Шелевахо, но затем их сменили соответственно конструктор В. И. Немудров и полковник А. Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса.

В итоге к строительству утвердили проект с деревянным корпусом, поскольку стеклопластик не был освоен промышленностью достаточно хорошо: на заводах не хватало цехов, химическая промышленность не готова была поставлять компоненты, используемая для стеклопластика смола была недостаточно гигиенична и слишком токсична, к тому же на кораблях со стеклопластиковыми корпусами были выявлены существенные недостатки. Таким образом, у деревянного корпуса были некоторые преимущества. Для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности всё-таки был задействован стеклопластик (из него сделали защитное покрытие). План военного судостроения на 1971-1980 годы был утверждён в 1969 году, и согласно этому плану началось строительство кораблей.

Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. В 1970-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ задание на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корпусами). Однако в обоих случаях разработка проекта, которой руководил главный конструктор В. И. Немудров, останавливалась, поскольку база стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения не была готова. Строительство проекта всё же началось в 1980 году согласно десятилетнему Плану военного судостроения на 1981-1990 годы.

Характеристики

Размеры, внешний и внутренний вид

Полное водоизмещение корабля составило 460 т, а длина - 49 метров. По сравнению с тральщиками проекта 266 водоизмещение снизилось на 100 т, а длина на 3,1 м (проект 257ДМ предполагал гораздо меньшие размеры исходного корабля). Тем не менее, по классификации корабль относился к судам 4 ранга (в начале 1990-х, однако, его переквалифицировали в корабли 3 ранга). По своему архитектурному типу корабль напоминал проект 257ДМ: имел такой же удлинённый полубак, упрощенные обводы и такое же отношение длины к ширине, но внешний вид корабля с изменением линий надстройки,и установкой фальштрубы для газохода котлоагрегата стал гораздо привлекательнее. Для корпуса использовалась сосновая древесина.

На корабле были созданы исключительные условия обитаемости для экипажа, которые были не сравнимы с любыми другими тральщиками. В составе вспомогательных механизмов были установлены две холодильные машины МХМ-15С и применена система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей (на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата).

Защита от мин

На корабле удалось достичь дальнейшего снижения уровней магнитного, электрического и электромагнитного полей. Как и у проектов 266 , 266М и 257ДМ, для защиты от магнитных мин корпус изготавливался из маломагнитной стали Ю3 и лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ), а также устанавливалось усовершенствованное размагничивающее устройство. Для снижения акустического поля корабля проводилась звукоизоляция с помощью амортизаторов, ставились звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам, а также винты в те насадки, к которым подводился воздух.

Вооружение

На корабле предусматривались новые виды противоминного вооружения, которые позволяли бороться с минами прямо по курсу корабля. Техническое средство, обеспечивавшее поиск, обнаружение и уничтожение мин, получило название комплексного искателя-уничтожителя донных мин (КИУ). Туда ставились четыре разнообразных варианта использования противоминного вооружения: контактный трал ГКТ2, сетевой трал ТС-1, неконтактные электромагнитный трал ПЭМТ-4 (или соленоидный СТ-2) и акустический трал АТ-5, а также шнуровые заряды. Корабль оснащался гидроакустическими станциями поиска якорных (МГ–69 «Лань») и донных мин (МГ–79 «Мезень»). Позднее ставились новые типы КИУ и более эффективные гидроакустические станции поиска якорных и донных мин - такие, как МГ-89.

Основные орудия по сравнению с проектом 257ДМ были также усилены: 30мм автомат АК-230М в маломагнитном исполнении, управлявшийся от ПУС «Колонка», был усилен дополнительным 25мм спаренным автоматом 2М-3М. Помимо этого, предполагалась установка ПЗРК «Стрела-3» и тройной 30мм АУ АК-306. На корабле дополнительно размещались комплекты имеющегося в то время штурманского, радиолокационного вооружения и средств связи. Строительство серии продолжалось на протяжении практически 22 лет, поэтому в это период вносились изменения в проект и устанавливались новые образцы штурманского, радиолокационного, радиотехнического и другого вооружения с целью повышения боевой эффективности корабля.

Двигатели

Тральные и палубные механизмы имели гидравлические приводы ещё от старых тральщиков, однако вместе с тем устанавливались более мощные по тяговому усилию и грузоподъёмности механизмы - например, лебёдка ЛВГ-5, складывающаяся кран-балка КБГ-5, якорно-швартовный шпиль ШЭГ (вьюшка из состава тральных механизмов была исключена). Система гидравлики была также усовершенствована: три новых насоса типа IIД10 обеспечивали эффективную работу тральных и палубных механизмов. Эти насосы приводились во вращение от валов отбора мощности двух дизельгенераторов ДГ-100 7Д6, расположенных в дизельгенераторном отделении, и особого дизельгенератора К266, расположенного в машинном отделении. Новая рулевая машина РГС-1 с системой управления «Альбатрос 21-11» предусматривала простой, следящий и автоматический режим управления (два пера руля), также была переведена на гидравлический привод.

Главная энергетическая установка по своему составу и расположению также отличалась незначительно, однако автоматизация работы электроэнергетической системы корабля, вспомогательных механизмов и систем была повышены. ГЭУ классифицировалась как двухвальная с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главными двигатели являлись дизель-редукторные агрегаты ДРА–210Б (дизель М412) мощностью 1000 л.с каждый, которые работали на ВРШ (винты регулируемого шага) типа ВР 1265, расположенные в насадках. При водоизмещении на 200 тонн больше и больших главных размерениях скорость полного хода осталась практически неизменной (14 узлов). Изменение шага винта производилось гидравлической системой, куда осуществляли подачу масла насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу. Это обеспечивало работу винтов регулируемого шана ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля (аналогично было на проекте 257ДМ).

Помимо этого, устанавливалась электропневматическая система дистанционно-автоматического управления ГДГД и ВРШ «Пассат», обеспечивающая дистанционное раздельное управление ГД и ВРШ из поста энергетики и живучести, машинного отделения (только управление ГДГД) и главного командного пункта. Электроэнергетическая система корабля (ЭЭСК) включала три дизельгенератора с напряжением 380V, частотой 50 Гц каждый и общей мощностью 300 кВт. Один генератор располагался в МО, два других в ДГО (у них было дистанционно-автоматическое управление). Устанавливались системы автоматического и дистанционного управления ЭЭСК «Березина» и дистанционного управления вспомогательными механизмами и системами «Эльтон». Количество вспомогательных механизмов было по сравнению с проектом 257ДМ несколько увеличено: большое количество пожарных насосов (три вместо двух), автоматизированных компрессоров (три вместо двух) и так далее. Впервые на корабле предусматривалась система сбора льяльных и загрязнённых вод. Запасы топлива и воды выросли, автономность по продовольствию возросла до 15 суток.

Структура корабля

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры №№ 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

Основные ТТХ

  • Водоизмещение: стандартное – 427 т, полное – 460 т.
  • Главные размерения: длина наибольшая – 49 м, ширина наибольшая – 9,2 м, осадка средняя при полном водоизмещении – 2,45 м.
  • Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ДРА-210Б (М412) (мощность 2 тысячи л.с.), номинальная частота вращения ГД – 1550 об/мин, валопровода – 374 об/мин, винты регулируемого шага ВР-1265.
  • Электроэнергетическая система: 3 дизельных генератора (7Д6) мощностью 300 кВт. Для обеспечения работы электромагнитного трала специальный дизель – генератор (дизель К266) с генератором постоянного тока (50кВт).
  • Скорость: полного свободного хода – 14 узлов; боевая экономическая – 10 узлов.
  • Дальность плавания: 1700 миль при скорости хода 10 узлов.
  • Запасы топлива: масло моторное – 2 т.
  • Автономность: 15 суток.
  • Вооружение:
    • Штурманское: гирокомпас, магнитные компасы «УКП – М1» и «УКП – М3», лаг МГЛ, эхолот НЭЛ, радиопеленгатор АРП – 50Р.
    • Артиллерийское: 30-мм спаренная автоматизированная артиллерийская установка АК-230 с дистанционными управлением от ПУС «Колонка», 25-мм спаренная турельная артиллерийская установка 2М-3М с ручным управлением.
    • Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3»
    • Противоминное: контактный трал ГКТ-2, сетевой трал ТС-1, электромагнитный трал ПЭМТ-4, акустический трал АТ-5(АТ-6), искатели-уничтожители мин КИУ-1 (КИУ-2-2М), шнуровые заряды.
    • Химическое: прибор химической разведки ВПХР, приборы дозиметрического контроля ДП-62, противогазы ИП-46, химкомплекты КЗИ-2, ранцевые приборы дезактивации, 6 кг порошка СФ-4, фильтрующие противогазы для л/с (110%), 4 дымовые шашки ДШМ-60.
  • Средства связи:
    • Радиостанции: коротковолновый передатчик "Окунь", приёмник Р–657К, станция УКВ Р–619, аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна – 2К», ГГС «Каштан» («Лиственница»).
    • Аппаратура: РЛС навигации «Дон» («Вайгач») аппаратура системы опознавания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
    • Гидроакустические: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» (МГ-89).
  • Экипаж: 45 человек (в том числе 6 офицеров)
  • Директивный срок службы кораблей – 15 лет.
  • Межремонтный срок корабля – 3 года (текущий) и 6,5 лет (средний).
  • Междоковый срок – 1 год.

Базовые тральщики пр. 257Д - 20 ед., пр. 257ДМ - 41 ед. и пр. 257В - 1 ед

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение, т:

Главные размерения, м:

Наибольшая (по KBJ1) 40,5 (38,8)

Ширина корпуса наибольшая (по KBJI) 7,7 (7,6)

Осадка средняя, м 2,1

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 32 (4) или 40 (4)

Автономность по запасам провизии, сут 5

Главная энергетическая установка:

Тип дизельная

Количество х тип ДЦ - суммарная мощность, л. с 2 х М-870ФТК - 2400

Количество х тип движителей 2 х ВРШ

Количество х тип - мощность источников тока ЭЭС, кВт 2 х ДГ - по 100 + 1 х ДГ - 15

Скорость хода, уз:

Наибольшая 14,0

Экономическая 10,0

Дальность плавания ходом 10 уз, мили: 1000

Вооружение:

Противоминное:

Количество х тип телевизионных искателей 1 х ИТ-2 или 1 X ИТ-3

Количество х тип электромагнитных искателей-уничтожителей 1 х ИУ-1 или 1 х ИУ-2

Количество х тип акустических тралов 1 х АТ-2

Количество х тип контактных тралов 1 х МТ-2У или МТ-ЗУ

Количество х тип соленоидных тралов 1 х СТ-2**

Количество х тип электромагнитных тралов 1 х ПЭМТ-4

Артиллеринекие комплексы:

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1x2- 30-мм (АК-230М)

Боезапас 2400 выстрелов

СУАО «Штурм» или «Колонка»

Радиоэлектронное:

ГАС миноискания «Лань» (МГ-69)

ГАС ЗПС МГ-25

Станция опознавания «Нихром»

Станция постановки активных помех «Тюльпан»

Навигационная РЛС «Дон»

1* Для пр. 257ДМ.

2* Для пр. 257ДМ.

3* Для пр. 257ДМ. Может быть установлен вместо тралов АТ-2 или МТ-2У.

4* На первых кораблях пр. 257Д.


Фото заимствовано из исторического очерка «ЦМКБ «Алмаз» флоту Отечества»

Базовый ТЩК пр. 257ДМ


БТЩК пр. 257Д и пр. 257М спроектированы Западным ПКБ под руководством соответственно Д.И. Рудакова и В.И. Блинова. Они создавались как узкоспециализированные ТЩК, предназначенные для борьбы с донными минами при помощи искателя-обозначителя (ИТ-2) и искателя- уничтожителя (ИУ-1). Изначально рассматривались два варианта проекта - с корпусом из древесины (пр. 257Д) и маломагнитной стали (пр. 257М). При полной идентичности всех требований задания в обоих проектах варьировался лишь материал корпуса корабля. В 1957 г. было принято решение о постройке по одному ТЩК обоих проектов с тем, чтобы на основании результатов их испытаний выбрать оптимальный вариант. Головные корабли были заложены в 1959 г. на Приморском ССЗ в Ленинграде (пр. 257Д) и на Потийском СРЗ-ССЗ (пр. 257М). Однако при постройке корпуса из маломагнитной стали, возникли определенные трудности (прежде всего технологического порядка) и в апреле 1960 г. постройку ТЩК пр. 257М прекратили, а его корпус разобрали на металл.

Корабли пр. 257Д для своего времени являлись ТЩК принципиально нового типа, в конструкции которых использовались новые материалы, механизмы и оборудование. В них был реализован целый комплекс мероприятий, направленных на снижение магнитного, акустического, низкочастотного электромагнитного и электрического полей. Первые два корабля пр. 257Д строились с корпусами из тяжелой древесины и фанеры, а остальные - из легкой древесины (сосны или липы), оклеенной стеклотканью. Фундаменты механизмов, устройств и оборудования на всех кораблях этого проекта (как и на пр. 257М) изготавливались из маломагнитной стали и легких сплавов. Размагничивающее устройство содержало как общекорабельные, так и местные (для наиболее крупных механизмов или элементов оборудования) компенсирующие обмотки с системой автоматического регулирования тока. С целью снижения электрического поля использовалось диэлектрическое покрытие всех деталей, соприкасавшихся с забортной водой и изоляция донно-забортной аппаратуры, валопроводов, тральных механизмов и деталей тралов. Уменьшение акустического поля удалось достичь за счет специальной амортизации конструктивных элементов корпуса, фундаментов главных и вспомогательных механизмов, использования малошумных гребных винтов и устройства подвода воздуха к ним. По сравнению с предшественниками (кораблями пр. 265) магнитное поле ТЩК пр. 257Д было снижено почти в 50 раз, акустическое - почти в три раза, а электрическое - в пять раз.

Опыт эксплуатации кораблей пр. 257Д выявил их ограниченные боевые возможности: они обеспечивали малую ширину и скорость поиска, причем с ограничениями по прозрачности воды (при использовании искателя ИТ-2) и по состоянию дна моря (при использовании искателя ИУ-1). Это заставило создать на основе пр. 257Д многоцелевой ТЩК, способный использовать все имеющиеся виды противоминного оружия.

Проект такого корабля был разработан в 1961 г. Западным ПКБ. В отличие от прототипа, помимо поиска, обозначения и уничтожения донных мин на рейдах, он мог вести борьбу с донными, якорными и активными (по способу перемещения в водной среде) минами, оснащенными комбинированными взрывателями. Противоминное вооружение также включало в себя либо буксируемый телевизионный искатель-обозначитель мин (ИТ-3), либо электромагнитный искатель-уничтожитель донных мин (ИУ-1, а затем ИУ-2), но они могли использоваться разновременно. Причем поставлялись искатели на корабли в виде унифицированных блоков, одинаковых по массогабаритным характеристикам, но различных по конструкции. Такой подход, в случае необходимости, позволял освобождать площади и массы, необходимые для размещения других образцов противоминного оружия. В частности, ТЩК пр. 257ДМ мог принимать (также разновременно) контактный трал (МТ-2), сетевой трал (ТС-1), неконтактные тралы ПЭМТ-4 (или бортовую секцию буксируемого трала СТ-2) и устройство для буксировки не принимаемых на борт ШЗ. Корпус ТЩК пр. 257ДМ (как и пр. 257Д) был выполнен из легкой древесины, оклеенной стеклотканью.



Базовый ТЩК пр. 257ДМ

Продольный разрез базового ТЩК пр. 257ДМ:

1 - кран-балка; 2 - лебедка-вьюшка; 3 - тральная вьюшка; 4 - дымоход генераторного отделения; 5 - коридор; 6 - шахта вентиляции МО; 7 - антенна радиопеленгатора; 8 - АП станции опознавания «Нихром»; 9 - АП РЛС «Дон»; 10 - прожектор; 11 - агрегатная и помещение ВЧ блоков РЛС «Дон»; 12 - ходовой мостик; 13 - визирная колонка СУАО; 14 - перископический визир; 15 - ходовая и штурманская рубка; 16 - помещение ЗИП; 17 - 30-мм АУ АК-230М; 18 - подбашенное отделение 30-мм АУ; 19 - агрегатная 30-мм АУ; 20 - кладовые; 21 - шкиперская и малярная кладовая; 22 - форпик; 23 - трюмный отсек; 24 - кладовая мокрой провизии; 25 - тамбур; 26 - антенна ГАС «Лань»; 27 - шахта подъемно-опускного устройства (ПОУ); 28 - кубрик команды; 29 - гиропост; 30 - МО; 31 - генераторное отделение; 32 - помещение механизма изменения шага (МИШ); 33 - тральная кладовая; 34 - румпельное отделение; 35 - химическая кладовая.


В 1959–1965 гг. для советского флота в Петрозаводске (ССЗ «Авангард»), Ленинграде (Приморский ССЗ) и во Владивостоке (Владивостокский ССЗ) построили 20 БТЩ пр. 257Д. В 1964–1972 гг. для советского флота в Петрозаводске (ССЗ «Авангард») и во Владивостоке (Владивостокский ССЗ) были построены 41 БТЩ пр. 257ДМ и еще четыре - по пр. 257ДМЭ, которые передали правительству Болгарии. Кроме того, на ССЗ «Авангард» один из ТЩК пр. 257ДМ (БТ-435) достроили по пр. 257В в качестве водителя базовых рейдовых ТЩК-ШУ пр. 1253 и пр. 1253А. На нем вместо трального оборудования смонтировали комплекс аппаратуры телеуправления «Кожимит» и грот-мачту с ее АП.

Как показал опыт, такое переоборудование уже построенных (или почти построенных) кораблей сопряжено с большим объемом работ, либо с заведомым ухудшением эксплуатационных их характеристик и что для этой цели целесообразна постройка кораблей по специальному проекту (см. пр. 1253В).

На базе пр. 257ДМ Западным ПКБ под руководством Д.И. Рудакова был разработан пр. 699 - ТЩК-буксировщика тралов. В 1965–1968 гг. в Петрозаводске (ССЗ «Авангард») по нему было построено пять кораблей. Они предназначались для буксировки комплекса неконтактных тралов, имитирующих все физические поля проводимых кораблей, включая гидродинамическое, для имитации которых были созданы взрывостойкие плавсредства. Эти опыты закончились неудачно, в связи с чем ТЩК пр. 699 использовались для буксировки глубоководных тралов. В начале 80-х годов все корабли пр. 699 были выведены из состава советского флота.


Т-21 (зав. № 01, пр. 257Д, с 1966 г. - ВТ-21). Приморский ССЗ (г. Ленинград):;; 1962 г. Входил в состав БФ. В конце 70-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-19 (зав. № 02, пр. 257Д, с 1966 г. - ВТ-19). Приморский ССЗ (Ленинград):;; 1962 г. Входил в состав БФ. В конце 70-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-18 (зав. № 03, пр. 257Д, с 1966 г. - ВТ-18). Приморский ССЗ (г. Ленинград):;; 1962 г. Входил в состав СФ. В конце 70-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-22 (зав. № 04, пр. 257Д, с 1966 г. - ВТ-22). Приморский ССЗ (г. Ленинград):;; 1963 г. Входил в состав ЧФ. В конце 70-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-25 (зав. № 05, пр. 257Д, с 1966 г. - ВТ-25). Приморский ССЗ (г. Ленинград):;; 1962 г. Входил в состав БФ. В конце 70-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-29 (зав. № 06, пр. 257Д, с 1966 г. - ВТ-29). Приморский ССЗ (г. Ленинград):;; 1963 г. Входил в состав КФл. В середине 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-4 (зав. № 07, пр. 257Д, с 1966 г. - ВТ-4). Приморский ССЗ (г. Ленинград):;; 1961 г. Входил в состав СФ. В конце 70-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-31 (зав. № 08, пр. 257Д, с 1966 г. - ВТ-31) . Приморский ССЗ (г. Ленинград):;; 1963 г. Входил в состав КФл. В 1992 г. был выведен в резерв, а в 1994 г. - исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

ТМ-24 (зав. № 1101, пр. 257Д} с 1966 г. - ВТ-24). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1962 г. Входил в состав СФ. В середине 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-27 (зав. № 1102, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-27). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1963 г. Входил в состав БФ, а с 1972 г. - в состав КФл. В начале 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-15 (зав. № 1103, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-15). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1963 г. Входил в состав СФ. В конце 70-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-10 (зав. № 1104, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-10). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1964 г. Входил в состав БФ. В 1989 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-13 (зав. № 1105, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-13). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1964 г. Входил в состав ЧФ. В 1988 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-41 (зав. № 1106, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-416). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1965 г. Входил в состав ЧФ. В 1989 г. был выведен в резерв, а в мае 1995 г. - исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

ТМ-45 (зав. № 1107, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-45). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1965 г. Входил в состав ЧФ. В конце 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-35 (зав. № 701, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-35). Владивостокский ССЗ:;; 1963 г. Входил в состав ТОФ. В конце 70-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-2 (зав. № 702, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-2). Владивостокский ССЗ:;; 1964 г. Входил в состав ТОФ. В 1985 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-5 (зав. № 703, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-5). Владивостокский ССЗ:;; 1964 г. Входил в состав ТОФ. В конце 70-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-14 (зав. № 704, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-14). Владивостокский ССЗ:;; 1965 г. Входил в состав ТОФ. В 1983 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-9 (зав. № 09, пр. 257ДМ, с 1966 г. - БТ-9). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 25.10.1964 г. Входил в состав ЧФ. В 1988 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-39 (зав. № 10, пр. 257ДМ, с 1966 г. - БТ-39). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1965 г. Входил в состав БФ. В 1988 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ дли утилизации.

Т-1 (зав. № 11, пр. 257ДМ, с 1966 г. - БТ-1). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1964 г. Входил в состав ЧФ, а с 1974 г. - в состав КФл. В 1986 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-33 (зав. № 12, пр. 257ДМ, с 1966 г. - БТ-33). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1965 г. Входил в состав СФ. В 1987 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-16 (зав. № 13, пр. 257ДМ, с 1966 г. - БТ-16). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1964 г. Входил в состав СФ. В конце 80-х был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-37 (зав. № 14, пр. 257ДМ, с 1966 г. - БТ-37). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1965 г. Входил в состав ЧФ. В 1988 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-6 (зав. № 15, пр. 257ДМ, с 1966 г. - БТ-6). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1964 г. Входил в состав СФ. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-43 (зав. № 26, пр. 257ДМ, с 1966 г. - БТ-43). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1965 г. Входил в состав БФ, а с 1976 г. - в состав КФл. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-124 (зав. № 27, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1966 г. Входил в состав ЧФ. В 1988 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-575 (зав. № 28, пр. 257ДМ, с 1982 г. - ОС-575). ССЗ «Авангард»:;; 1966 г. Входил в состав ЧФ. В марте 1994 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ-70 (зав. № 29, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1966 г. Входил в состав КФл. В ноябре 1992 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ-93 (зав. № 30, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1966 г. Входил в состав ЧФ. В 1988 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-83 (зав. № 31, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1967 г. Входил в состав СФ. В 1986 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-255 (зав. № 32, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1967 г. Входил в состав БФ. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-259 (зав. № 33, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1967 г. Входил в состав ЧФ. В 1991 г. был выведен в резерв, а в мае 1993 г. - исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ-261 (зав. № 34, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1967 г. Входил в состав СФ. В 1987 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-268 (зав. № 35, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1968 г. Входил в состав СФ. В конце 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-335 (зав. № 36, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1968 г. Входил в состав СФ. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-334 (зав. № 37, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1968 г. Входил в состав КФл. В 1993 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ-329 (зав. № 38, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1969 г. Входил в состав ЧФ. В 1991 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-273 (зав. № 41, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1969 г. Входил в состав БФ. В 1991 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-271 (зав. № 42, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1966 г. Входил в состав СФ. В середине 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-275 (зав. № 43, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1970 г. Входил в состав ЧФ. В 1991 г. был выведен в резерв, а в мае 1993 г. - исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ-305 (зав. № 44, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1970 г. Входил в состав ЧФ. В мае 1994 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ-307 (зав. № 45, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1970 г. Входил в состав СФ. В середине 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-251 (зав. № 48, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард»:;; 1971 г. Входил в состав ЧФ. В 1991 г. был выведен в резерв, а в мае 1993 г. - исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ-318 (зав. № 50, пр. 257ДМ). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):;; 1971 г. Входил в состав БФ. В середине 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-435 (зав. № 216, пр. 257В). ССЗ «Авангард»:;; 1969 г. Входил в состав ЧФ. В ноябре 1991 г. был выведен в резерв, а в 1993 г. - исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

* По другим данным тральщик зав. № 08 построенный Приморским ССЗ имел литерное обозначение БТ-178.



ТЩК - буксировщик тралов пр. 699


ТМ-45 (зав. № 705, пр. 257Д, с 1966 г. - БТ-45) . Владивостокский ССЗ:;; 1965 г. Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

ТМ- (зав. № 706, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1966 г. Входил в состав ТОФ.

ТМ-87 (зав. № 707, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1966 г. Входил в состав ТОФ. В 1990 г. был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

ТМ-85 (зав. № 708, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1967 г. Входил в состав ТОФ. В 1993 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ- (зав. № 709, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1967 г. Входил в состав ТОФ.

БТ-284 (зав. № 710, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1968 г. Входил в состав ТОФ. В конце 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-201 (зав. № 711, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1968 г. Входил в состав ТОФ. В конце 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-277 (зав. № 712, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1969 г. Входил в состав ТОФ. В конце 80-х годов был исключен из списков флота и передан ОФИ для утилизации.

БТ-279 (зав. № 713, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1969 г. Входил в состав ТОФ. В 1992 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ-314 (зав. № 714, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1970 г. Входил в состав ТОФ. В апреле 1994 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ-316 (зав. № 715, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1970 г. В апреле 1994 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ-388 (зав. № 716, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1971 г. Входил в состав ТОФ. В 1989 г. был выведен в резерв, а в марте 1993 г. - исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

БТ- (зав. № 717, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1971 г. Входил в состав ТОФ.

БТ-103 (зав. № 718, пр. 257ДМ). Владивостокский ССЗ:;; 1972 г. Входил в состав ТОФ. В марте 1993 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.

* По другим данным тральщик зав. № 705, построенный Владивостокским ССЗ, имел литерное обозначение ТЩБ-447.


| |