Копирайтинг

Возникновение таможенных пошлин. Понятие таможенного тарифа

Введение

1. Понятие, виды и классификация таможенных пошлин.

1.1 Виды таможенных пошлин

1.2 Классификация таможенных пошлин

2. Таможенные тарифы и методы определения таможенной стоимости

2.1 Таможенный тариф

2.2 Методы определения таможенной стоимости

3. Нужно ли снижать сумму таможенной пошлины?

3.1 Повышение таможенных пошлин на автомобили

>Заключение

Список литературы:

Введение

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой которого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.

Некоторые страны влились во всемирное хозяйство в связи с потребностями их собственного развития, другие же были втянуты в международное разделение труда и международные экономические отношения до становления своих национальных рынков. Естественно, что эти обстоятельства обусловили специфику взаимоотношений национальной и мировой экономик в каждом конкретном случае, но, несмотря на наличие характерных черт, существует общее направление международных экономических отношений, которое не обошло на сегодняшний день стороной, вероятно, ни одно государство в мире, - международная торговля товарами и услугами. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.

Таможенная политика государства играет решающую роль в развитии экономических отношений России с другими странами. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Актуальность темы заключена в том, что таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Особенно эта тема вызывает интерес в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

На сегодняшний день в импорте, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: РФ пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование и поддержание экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Цель курсовой работы – оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.

Для достижения целей нужно рассмотреть понятие, виды и классификацию таможенных пошлин, методы определения таможенной стоимости и исследовать проблемы повышения таможенных пошлин.

При написании курсовой работы использовались нормативные документы («Консультант+»), проблемные статьи и Интернет ресурсы.

1. Понятие, виды и классификация таможенных пошлин

1.1 Экономическая сущность и виды таможенных пошлин

Таможенные пошлины - это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных органов с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях таможенные платежи, в том числе и таможенные пошлины, удерживаются государственным предприятием связи.

Таможенная пошлина (определение из п.5 ст.5 Закона РФ «О таможенном тарифе») – обязательный взнос, взимаемый Таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины относятся к числу налогов на потребление. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства промышленно развитых стран. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюджетных поступлений.

В налоговой и таможенной практике различают:

Импортную таможенную пошлину - сбор в связи с ввозом иностранного товара в страну. Применение этой пошлины способствует повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами;

Экспортную таможенную пошлину - сбор в связи с вывозом отечественного товара за границу. Применение этой пошлины обеспечивает увеличение доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирование поставок товара на внутренний рынок за счет снижения прибыли при экспорте;

Транзитную таможенную пошлину - сбор при провозе иностранного товара через территорию страны. Международный транзит - это перевозки иностранных грузов, при которых пункты направления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства. Благодаря географическому положению важными странами транзита являются Германия, Швейцария, Россия и ряд других. Было время, когда транзитные пошлины были существенным источником дохода, но сейчас они почти повсеместно ликвидированы в соответствии с международными договорами.

Доходы государственного бюджета формируются в основном за счет налогов и таможенных пошлин. Таможенные пошлины представляют собой вид косвенных налогов на импортные, экспортные и транзитные товары, которые взимаются таможенными органами данной страны при поступлении товаров на ее таможенную территорию или при вывозе товаров за рубеж. Величины ставок таможенных пошлин устанавливаются законодательными и нормативно-правовыми актами. Взимание обязательных таможенных платежей, установленных государством, возлагается на таможенную службу.
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет.
История таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.
В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси.
Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.
Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.
Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной.
В период феодальной раздробленности Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами.
В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств. Однако подобные меры нельзя рассматривать как последовательную таможенную политику Древнерусского государства. Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке.
Лишь в середине XVI века аппарат сбора пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано. В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.
Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа. В 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого этапа таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был в первые установлен заграничный денежный курс для России. Товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины. Многочисленные разрозненные таможенные сборы стали сливаться в единую таможенную пошлину. Отмирание взыскания пошлины натурой свидетельствует о совершенствовании деятельности самой таможни вследствие ликвидации функции реализации товаров. Таможня выполняет и правоохранительные функции. Но ее главной задачей по-прежнему остается сбор налогов и других обязательных платежей.

Ставки таможенных пошлин.

Ставки таможенных пошлин определяются по нескольким признакам. Например, в зависимости от страны происхождения товаров. Для стран слабо развитых в экономическом отношении или стран-политических союзников, может быть установлен льготный таможенный режим (режим наибольшего благоприятствования), а для государств недружественных, осуществляющих террористические действия или военные экспансии - режим эмбарго, или введения повышенных таможенных пошлин.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

  • Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, или страна происхождения товара не установлена, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Преференциальные (льготные) ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
  • К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

В зависимости от направления движения облагаемых товаров различают:

Экспортные (вывозные) пошлины, которыми облагается продукция национальных товаропроизводителей - например, зерна, нефти, лесоматериалов, минеральных удобрений. Пошлины такого типа вводятся для снижения экономического интереса к вывозу за рубеж товаров и реализации их на внутреннем рынке.

Таким образом выравнивается разница между внутренними и внешними ценами на какой-либо вид продукции и товар сохраняется для внутреннего потребления;

  • импортные (ввозные) пошлины, которые имеют наибольшее распространение в мировой практике. Посредством введения импортных пошлин защищается внутренний рынок от экспансии зарубежных товаропроизводителей. Помимо протекционистской функции импортные пошлины нередко выполняют функцию налога на роскошь;
  • транзитные пошлины, которые взимаются за провоз товаров через таможенную территорию страны, прокачку нефти, газа, поставки электроэнергии.

В международной практике используется несколько основных видов таможенных пошлин, в числе которых:

  • Адвалорные - (от латинского ad valoren - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости (см. рис.2.2). Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. В РФ размер таких пошлин устанавливается правительством, пошлины вносятся в федеральный бюджет.
  • Прогрессивные - ставка таможенной пошлины изменяется в зависимости от стоимости облагаемого товара на мировом рынке. В РФ применяется прогрессивная шкала экспортных таможенных пошлин на нефть.
  • Специфические - устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,5 евро за килограмм;
  • Комбинированные - при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,4 евро за килограмм.

Похожая информация.


Введение импортных пошлин - одно из средств воздействия государства на экономику. Пошлина может устанавливаться в виде фиксированной платы за каждую ввезенную из-за границы единицу товара или в виде процентных отчислений от его цены. Импортная пошлина влияет не только на конъюнктуру рынка облагаемого ею товара, но и на экономику всей страны, так как все рынки находятся в тесном взаимодействии.

Частичный анализ . Отвлечемся сперва от взаимодействия рынка блага, облагаемого импортной пошлиной, с другими рынками.

Если страна потребляет незначительную часть мирового производства некоторого блага, то объем его предложения из-за границы можно считать совершенно эластичным по цене как до, так и после введения пошлины (график предложения блага из-за границы - прямая, параллельная оси абсцисс). Последствия введения импортной пошлины в этом случае иллюстрирует рис. 10.19. Пересечение кривых отечественного предложения и спроса (S и D ) определяет равновесное сочетание Р 2 , Q 2 в закрытой экономике. Пусть цена мирового рынка на данное благо равна Р 0 и его можно ввозить в страну беспошлинно. Тогда цена на внутреннем рынке тоже снизится до Р 0 . В этом случае объем отечественного предложения равен Q 0 , а объем спроса - Q 4 . Разность Q 4 - Q 0 закрывается импортом.

Если с каждой единицы ввозимого товара взимается пошлина в размере t ден. ед., то его цена возрастет с Р 0 до Р 1 = Р 0 + t и это вызовет следующие последствия:

1) эффект защиты отечественного производства : объем отечественного предложения возрастет с Q 0 до Q 1 ;
2) эффект потребления : объем отечественного потребления сократится с Q 4 до Q 3 ;
3) эффект внешней торговли : объем импорта сократится на (Q 1 - Q 0) + (Q 4 - Q 3);
4) эффект платежного баланса : импорт в ценностном выражении сократится на [(Q 1 - Q 0) + (Q 4 - Q 3)]P 0 ;
5) эффект таможенных сборов : сумма взимаемых пошлин возрастет на (Q 3 - Q 1)·(P 1 - P 0);
6) эффект перераспределения : излишки производителей возрастут на площадь P 0 ab P 1 , а излишки потребителей уменьшатся на площадь P 0 mn P 1 ;
7) эффект экономических потерь : разность между потерями потребителей и выигрышем производителей, уменьшенная на пошлинные сборы представляет чистые потери общества, равные сумме площадей треугольников abc и mnd .

Таким образом, от введения пошлины выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители; в целом же введение пошлины на товар, объем импорта которого совершенно эластичен по цене, сопровождается чистыми потерями общества.

Еще более разнообразны последствия введения импортной пошлины при несовершенной эластичности импорта по цене, т.е. в тех случаях, когда объем предложения товара из-за границы увеличивается только по мере увеличения его цены. В графическом виде такая ситуация изображена на рис. 10.20.

При беспошлинной торговле товар в обеих странах будет продаваться по цене P 0 , которая обеспечивает равенство объема экспорта из страны В объему импорта в страну А . Если страна А будет взимать с каждой ввозимой единицы товара пошлину в размере t ден. ед., то вместо прямой линии цен P 0 P 0 возникнет ломаная линия цен P 1 FH P 2 . Она отражает тот факт, что после введения пошлины цена блага в стране А выше его цены в стране В на t = FH ден. ед. В то же время за счет соответствующего расположения ломаной линии цен над осью абсцисс изменившиеся объемы экспорта и импорта по-прежнему равны друг другу (Q ex = Q im ).

Как и в предыдущем случае, введение пошлины вызывает семь выше перечисленных эффектов. Но теперь чистым потерям общества, представленным суммой площадей двух заштрихованных треугольников, противостоит выигрыш от снижения цены импортируемой продукции, представленный площадью заштрихованного прямоугольника:
(P 0 - P 0)Q ex .

Этот выигрыш для страны А является потерей для производителей страны В . Следовательно, когда объем импорта не является совершенно эластичным по цене, тогда часть пошлины, вводимой одной страной, перекладывается на производителей другой страны. В такой ситуации страна А может найти оптимальную величину пошлины, которая максимизирует разность между площадью заштрихованного прямоугольника и суммой площадей двух заштрихованных треугольников. Величина получаемого таким образом выигрыша зависит от эластичности спроса и предложения в каждой из стран (от наклонов кривых S и D в окрестностях точки равновесия). Вводящая пошлину страна выигрывает тем больше, чем эластичней ее спрос и предложение и чем они менее эластичны за границей.

Перемещение монопольной прибыли . Если в обеих странах хозяйство ведется в условиях совершенной конкуренции, то введение импортной пошлины, в том числе и оптимальной для одной из стран, нарушает Парето-эффективное состояние мирового хозяйства: рыночная цена блага оказывается выше предельных затрат его производства. На этом основании сторонники свободной торговли выступают против установления пошлин. Однако их аргументы становятся беспочвенными в условиях несовершенной конкуренции, когда и при отсутствии пошлин не выполняется равенство Р = МС .

Если поставщиком импортной продукции является монополист, то посредством введения импортной пошлины ввозящая продукцию страна может изъять часть прибыли заграничной монополии. Обратимся к рис. 10.21.

При беспошлинной торговле монополия предложит Q 0 ед. продукции по цене P 0 , так как такое сочетание обеспечивает ей максимум прибыли (МС = MR ). Если с каждой продаваемой за границей единицы продукции нужно платить пошлину в размере t ден. ед., то для монополии кривая спроса сместится вниз на расстояние t (D D "), так как при любом объеме продаж ее средняя выручка уменьшится на t ден. ед. В этом случае монополия уменьшит объем предложения до Q 1 , а цену до P 1 . Но для потребителей цена возрастет до P 2 = P 1 + t . В результате излишки потребителей сократятся на площадь P 0 ba P 2 , а сумму получаемых государством пошлин представляет площадь P 2 ad P 1 . Последняя состоит из двух слагаемых: части потерь излишков потребителей - площадь P 2 ac P 0 и части прибыли зарубежной монополии - площадь P 0 cd P 1 . Оптимальная ставка пошлины в этом случае определяется в результате максимизации разности между площадями прямоугольника P 0 cd P 1 и треугольника abc .

Аналогичное перераспределение прибыли посредством введения импортной пошлины можно осуществить в условиях олигополии на отечественном рынке.

Допустим, что на рынке некоторого блага есть лишь два продавца: одна отечественная и одна зарубежная фирма. Каждая из них стремится к максимуму прибыли и определяет объем своего предложения, полагая объем предложения конкурента заданным (модель дуополии Курно). Отраслевой спрос представляет линия D 2 на рис. 10.22.

Рис. 10.22. Линия реакции отечественной фирмы


Когда отечественная фирма является единственным продавцом на этом рынке, то она в целях максимизации прибыли предлагает Q 2 ед. по цене P 2 . Если зарубежная фирма продает на отечественном рынке, напр., Q 2 - Q " ед. продукции, то кривая спроса на продукцию отечественной фирмы смещается вниз до положения D 1 . На этой кривой спроса отечественная фирма выберет сочетание Q 1 , P 1 , соответствующее пересечению МС и MR 1 . Совместное предложение обеих фирм полностью удовлетворит спрос по цене P 1 , равный Q 3 . Когда зарубежная фирма будет предлагать Q 2 ед. продукции, тогда кривая спроса на продукцию отечественной фирмы займет положение D 0 и она будет выпускать лишь Q 0 ед. В этом случае совместное предложение составит Q 4 и цена снизится до P 0 . Соединив все точки, представляющие выбираемые отечественной фирмой сочетания Q,P , получим прямую ее реакции на поведение конкурента - прямую R .

Для большей наглядности дальнейшего анализа уберем с рис. 10.22 кривые спроса D 0 и D 1 с соответствующими им кривыми предельного дохода и добавим кривую средних затрат отечественной фирмы; получится рис. 10.23.

Примем, что в исходном состоянии цена равна P 0 . При такой цене объем выпуска отечественной фирмы равен Q 0 , а зарубежной Q 4 - Q 0 . Пусть с введением импортной пошлины цена на отечественном рынке возрастает до P 1 . Тогда объем предложения иностранной фирмы сократится на Q 4 - Q 3 ед., а отечественной фирмы возрастет на Q 1 - Q 0 . В результате повышения цены излишки потребителей сократятся на площадь P 0 E 0 E 1 P 1 , а прибыль отечественной фирмы увеличится с amk P 0 до bgl P 1 . В общем приращении прибыли отечественной фирмы примечательны две составляющие: 1) площадь angb - результат снижения средних затрат по мере расширения выпуска (переложение части постоянных затрат на зарубежную фирму); 2) площадь затемненного прямоугольника - результат перемещения части прибыли зарубежной фирмы.

Если разность между приращением прибыли отечественной фирмы и уменьшением потребительского излишка положительна, то импортная пошлина повышает благосостояние страны.


При экспортной пошлине внутренняя цена ниже мировой цены. Внутренняя цена О Q на внутреннем рынке. Снижение внутренней цены стимулирует расширение внутреннего потребления картофеля с Qd до Qd. В новых условиях равновесия российские производители картофеля сократят объемы его производства, часть высвободившихся ресурсов перебросят в какую-либо другую сферу деятельности. Одновременно сократятся и объемы экспорта до величины Q"s-Q"d.

Теперь оценим последствия введения экспортной пошлины для благосостояния потребителей и производителей, а также для удовлетворения государственных интересов. Очевидно, что в результате снижения цены на внутреннем рынке производители картофеля несут потери, величина которых в общей сложности составит область (a + b + c + d + e).

Однако потребители картофеля получают в результате снижения цены выигрыш в размере области (а + Ь). Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы от налогообложения экспорта. Размер этого выигрыша, соответствующего объему экспорта, равен области d. В целом чистые потери страны от введения экспортной пошлины составили область (с + е). Таким образом, в результате налогообложения экспорта в экономике произошло перераспределение части ресурсов и доходов: одни субъекты экономики выиграли, другие - понесли потери. Выигрыш потребителей и государства получен за счет производителей, чье благосостояние ухудшилось. Однако суммарный выигрыш общества (в лице потребителей и государства) оказался меньше потерь производителей на величину (с + е), которая не компенсируется ничьим выигрышем. Как видим, экспортная пошлина представляет собой зеркальное отражение импортной пошлины с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Государство же и в том и в другом случае выигрывает.

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно - тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

ЭКСПОРТНЫЕ СУБСИДИИ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ. В большинстве случаев многие страны на практике прибегают не к экспортным пошлинам, а к субсидированию экспорта. Оно осуществляется в разных формах: предоставление низкопроцентных займов фирмам-экспортерам или иностранным клиентам; государственные расходы на стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом (например, через рекламу и предоставление дешевой информации о конъюнктуре экспортного рынка); предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. Государственная поддержка может предоставляться экспортерам разных отраслей в зависимости от национальных потребностей, но наибольшими субсидиями во МНОГИЕ отрасли сельскохозяйственной продукции. Для этого разрабатываются и реализуются специальные государственные программы содействия фермерским хозяйствам через правительственные закупки на средства налогоплательщиков избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты премий за невозделывание посевных площадей. Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержки фермеров, европейские государства, США и Канада продают по заниженным ценам избыточную продукцию за границу, иногда прибегая к дополнительному субсидированию, предлагая товар в основном развивающимся странам, для которых цены мирового рынка слишком высоки. Разумеется, предоставление субсидий экспортерам стимулирует развитие экспортных производств и создает некоторые конкурентные преимущества национальным производителям на мировых рынках. Однако оборотной стороной экспортных субсидий может быть введение компенсационных импортных пошлин теми странами, куда направлены экспортные потоки. Такая процедура допускается нормами ГАТТ/ВТО и иногда используется в мирохозяйственной практике.

Нетарифные торговые ограничения. К настоящему времени они получили широкое распространение во многих странах, прежде всего в промышленно развитых, и, по некоторым оценкам, их число доходит до 50. К середине 90-х гг. примерно 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта и антидемпинговые меры.

ИМПОРТНЫЕ квоты. Из всех видов нетарифных ограничений внешней торговли наибольшее распространение получили импортные квоты - или количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Иногда страны могут прибегать к квотированию экспорта, т. е. количественному или стоимостному ограничению вывозимой из страны продукции, однако они запрещены международными соглашениями. И в том и в другом случае инструментом квотирования являются лицензии, выдаваемые государственными органами импортерам или экспортерам продукции. При этом число выдаваемых лицензий ограничено, а это значит, что нелицензированная торговля квотируемыми товарами запрещается. Импортные лицензии могут распределяться либо через механизм купли- продажи, либо административным путем. Более предпочтительным и эффективным способом распределения лицензий является открытый аукцион. Конкурсная продажа импортных квот не только приносит государству доход, эквивалентный тарифному, но и выбивает почву из-под ног взяточников и коррупционеров. Однако, несмотря на то, что открытые аукционы - самый дешевый способ распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются. Обычно на практике применяются административные методы распределения лицензий, в основе которых лежит система явных предпочтений, когда государство выдает импортные лицензии определенным фирмам без какого-либо конкурса. Чаще всего в этом случае лицензии получают те фирмы, которые закрепились на рынке данного товара и на деле доказали свою способность эффективно осуществлять внешнеторговые операции. Однако административное распределение, ничего не давая государственному бюджету, создает благоприятную почву для взяток и коррупции.

Экономические последствия введения импортной квоты.

Какой же смысл имеет тогда введение квот, почему ими нередко заменяют таможенные пошлины? Причина в том, что импортные квоты в ряде случаев оказываются более предпочтительной мерой регулирования внешней торговли, чем таможенные тарифы. Их преимущество проявляется, во-первых, в том, что они строго фиксируют объемы ввозимой продукции, а это гарантирует внутренний рынок от возможного увеличения импорта из-за снижения цен на импортируемые товары. Тариф в этом случае оказывается беспомощным, поскольку сокращение цен позволит зарубежным фирмам при прежней тарифной ставке увеличить объемы продаж и получить определенные выгоды. Предпочтительность квот проявляется и в том, что они позволяют государству проводить более гибкую и оперативную политику, поскольку изменение ставок импортных тарифов регламентируется национальным законодательством и международными торговыми соглашениями, и правительство, за исключением отдельных случаев, не может самостоятельно повысить тариф. Гораздо проще, оказывается, установить более строгие импортные квоты. Квотирование в ряде случаев предпочитают отечественные а также нуждающиеся в защите отрасли, поскольку добиться специальных лицензионных привилегий значительно легче, чем введения тарифа или повышения его ставок.

И для государственных органов квотирование оказывается более выгодным инструментом, так как облегчает им осуществление регулирующих функций и проведение более селективной внешнеторговой политики в отношении отечественных отраслей и фирм.

Вместе с тем практика квотирования импорта приводит к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики, а следовательно, снижению ее эффективности. С другой стороны, само распределение лицензий административным путем толкает потенциальных импортеров на лоббирование своих интересов в правительстве и даже на дачу взяток официальным лицам. А это значит, что импортные квоты создают почву для произрастания коррупции в государственных органах.

"ДОБРОВОЛЬНЫЕ" ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА. Этот ВИД нетарифных ограничений стал практиковаться с 50-х гг. в отношениях между США и европейскими странами, с одной стороны, и Японией - с другой, во внешней торговле текстильными изделиями. Позже в эту систему были включены и новые индустриальные страны. "Добровольные " ограничения экспорта (ДОЭ) означают ситуацию, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страна-экспортер берет на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено множество таких соглашений, ограничивающих экспорт не только текстильных изделий, но и автомобилей, обуви, стали, труб, телевизоров и т. д., главным образом из Японии и стран Юго-Восточной Азии в США и страны ЕС. Поскольку ДОЭ устанавливает страна-экспортер в ответ на просьбу портера во избежание других торговых санкций, постольку на деле такие ограничения являются не добровольными, а вынужденными. Однако тот факт, что их вводит против себя самой страна-экспортер, ДОЭ с политической и правовой точек зрения стали очень удобным, а в ряде случаев наиболее предпочтительным инструментом современной торговой политики. С экономической точки зрения ДОЭ точно повторяют импортную квоту, которая дорого обходится стране-импортеру, поскольку решения об ограничении торговли принимаются иностранным правительством.

По одним только японским автомобилям, на поставки которых в США американское правительство потребовали ДОЭ со стороны Японии, страна потеряла в 1984 г. 3,2 млрд. долл., причем львиную долю составила перекачка средств в Японию, а не потери в эффективности экономики США. Почему же тогда страны-импортеры настаивают на введении ДОЭ их торговыми партнерами? Основная причина, очевидно, состоит в том, что ДОЭ дают выгоду национальным производителям страны-импортера, которым неограниченный ввоз того или иного товара из-за границы создает дополнительные трудности в конкурентной борьбе. Кроме того, надо иметь в виду и то, что в настоящее время ДОЭ не запрещается ГАТТ/ВТО, хотя с 2000 г. их предполагается отменить в рамках этой организации.

ДЕМПИНГ. Ограничения в международной торговле могут быть следствием демпинга. Демпинг означает такую практику ведения внешней торговли, когда экспортер продает свой товар за границей по цене ниже той, по которой он продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости производства товара. Это значит, что демпинг - одна из форм международной ценовой дискриминации. Обычно к демпингу прибегают в периоды экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать производство, но продать весь товар на внутреннем рынке не имеет возможности. Тогда она обращается к рынкам зарубежных стран, подрывая тем самым их национальное производство, но стабилизирует при этом собственное. Практика международной торговли знает несколько видов демпинга: постоянный, спорадический, хищнический.

Постоянный демпинг характеризует долговременную тенденцию фирм- монополистов максимизировать прибыль, продавая товары по более высокой цене на внутреннем рынке по сравнению с мировым рынком, где приходится сталкиваться с конкуренцией иностранных компаний. Спорадический демпинг представляет собой эпизодическую продажу продукции на мировом рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Чаще всего такой демпинг - следствие перепроизводства товаров и стремление не допустить снижения цен на внутреннем рынке.

Хищнический демпинг означает временную продажу товара на зарубежных рынках ниже его себестоимости. Целью такого демпинга является, как правило, устранение конкурентов по бизнесу, после чего отмечается заметный рост цен, что дает фирмам возможность реализовать свою монопольную власть в форме монопольной сверхприбыли.

Демпинг запрещен как правилами ГАТТ/ВТО, так и национальным законодательством ряда стран. В случае демпинга страны вправе применять ответные меры. Они обычно принимают форму введения антидемпинговой пошлины или угрозы ее введения. Антидемпинговая пошлина представляет собой временный сбор, вводимый импортирующей страной для компенсации потерь от демпинга. Как правило, эта пошлина устанавливается в размере разницы между ценой товара на внутреннем и мировом рынках. Каковы последствия введения антидемпинговых пошлин? На вопрос, кто выигрывает, а кто несет потери в результате антидемпинговых мероприятий, не так легко ответить. Скорее всего, сторонники либеральных взглядов вообще будут выступать против введения такого рода санкций (за исключением, может быть, хищнического демпинга). Действительно, какой смысл противодействовать фирмам, поставляющим свой товар по заниженной цене, почему этим не пользоваться? Не исключено, что выигрыш потребителей окажется выше ущерба, нанесенного демпингом отечественным производителям. Однако конечный эффект введения антидемпинговых пошлин весьма неопределенный. Если, например, страна откажется от демпинга и торговые ограничения в отношении нее будут сняты, то импортирующая страна проиграет, а мировое хозяйство окажется в выигрыше. Однако если страна, уличенная в демпинге, прекратит поставки товаров на рынок, защищенный антидемпинговыми пошлинами, то ущерб понесет как импортирующая страна, так и мировое хозяйство, поскольку это приведет к нерациональному использованию ресурсов.

ПРОЧИЕ ФОРМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. Кроме рассмотренных выше способов количественного регулирования внешней торговли в мировой практике используется множество других видов нетарифных ограничений, среди которых:

Национальные стандарты качества (например, на оборудование, сельскохозяйственную технику и т. д.);

Экологические требования (к автомобилям, технологиям и прочему, загрязняющему окружающую среду);

Санитарные ограничения, запрещающие торговлю определенными сельскохозяйственными товарами (например, фруктами в Калифорнии) или продовольствием и напитками (например, пивом в Германии);

Требования к упаковке и маркировке изделии;

Внутренние налоги и сборы (например, в некоторых странах прогрессивные дорожные налоги особенно велики для относительно больших автомобилей, что ограничивает их импорт);

Требования к содержанию компонентов, используемых в производстве ряда товаров (например, в России запрещено использовать в производстве продуктов питания некоторые виды пищевых добавок и красителей, которые широко применяются в европейских странах).

Подобного рода ограничения оказывают заметное воздействие на направления и объемы международных потоков товаров и услуг. Большинство из них, безусловно, продиктованы заботой о жизни и здоровье граждан страны, стремлением полнее проинформировать покупателей о возможных последствиях, связанных с приобретением и использованием иностранной продукции.

В то же время очевидно, что эти ограничения одновременно действуют как удобные инструменты протекционизма в пользу местных производителей. Крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле являются экономические санкции, в частности торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе такого рода санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Они могут носить как индивидуальный (одна страна вводит эмбарго на торговлю с другой), так и коллективный характер (когда эмбарго вводится по решению ООН). Очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб всем участникам этого процесса, поскольку ограничивает вывоз товаров и получение доходов страной-экспортером и лишает возможности потреблять эти товары страной-импортером. Вместе с тем третьи страны, не присоединившиеся к эмбарго, при определенных условиях могут получать дополнительный выигрыш, так как у них появляется возможность увеличить экспорт своей продукции за счет участвующих в санкциях стран.

Америка не влияет на металлургов

Конкретные виды продукции (горячекатаная, холоднокатаная стали или полузаготовки), которые могут подпасть под пошлины, Трамп не назвал, нет их и в документах министерства по торговле США. Россия поставляет в США как полуфабрикаты (слябы), на которые США пошлину вводить не собираются, так и конечную продукцию, правда, поставки проката в США небольшие, рассказали представители «Северстали», Evraz , ММК и НЛМК .

НЛМК и Evraz поставляют полуфабрикаты (слябы) на свои предприятия в США, признают представители компаний. Первая за прошлый год поставила 1,5 млн т слябов, вторая поставки не раскрывает. У НЛМК три завода в Америке производят плоский прокат.

Представитель «Северстали» отмечает, что США - не приоритетный рынок для компании. В 2017 г. на США пришлось около 2% продаж компании (около 233 000 т). В случае введения пошлин компания легко перенаправит эти поставки на другие рынки. Представитель ММК отметил, что компания вовсе прекратила поставки стали в эту страну - в 2016 г. поставки туда были меньше 10 000 т.

По данным таможенной статистики РФ, в 2017 г. Россия поставила в США 4,1 млн т стальной продукции, в том числе полуфабрикатов - на $1,6 млрд. Это меньше 10% экспорта, большая часть которого - именно полуфабрикаты.

На продажи в США приходится около 10% выручки UC Rusal . В прошлом году компания продала там алюминия на $1,4 млрд.

Российский металл вообще не создает угрозы американским производителям алюминия, поскольку этот рынок США дефицитный, говорит представитель UC Rusal . По его словам, пошлины приведут к росту цен на алюминий на внутреннем рынке, в итоге их, по сути, будет оплачивать местный потребитель, а импортеры будут продолжать поставки.

Европейский вопрос

Какие виды сталелитейной продукции могут подпасть под защитные пошлины, еврокомиссар Мальмстрем не уточнила. Сейчас в отношении российской стали в Евросоюзе действуют ограничения: на холоднокатаный прокат – с 2015 г. и на горячекатаный - с 2017 г.

С мая 2015 г. по май 2020 г. для холоднокатаного проката введены антидемпинговые пошлины: 18,7% - на поставки ММК , 34% - «Северстали», НЛМК и других российских производителей – 36,1%, говорится в материалах ЕК. На горячекатаный прокат Евросоюз ввел фиксированную пошлину: для НЛМК – 53,3 евро за тонну, для ММК – 96,5 евро, а для «Северстали» - 17,6 евро.

В 2015 г. на европейские продажи у «Северстали» пришлось 17,9% выручки, или $1,1 млрд, а в прошлом, несмотря на пошлину, – 18,7%, или $1,5 млрд. Европа приносила НЛМК в 2015 г. 20,7% выручки, или $1,66 млрд, сейчас же – 17,2%, или $1,73 млрд. ММК европейский рынок приносил 6% выручки, или $175 млн, сейчас это 3%, или $226,4 млн. Доля выручки UC Rusal от европейского рынка по итогам прошлого года составила 29%, или $2,9 млрд. В 2015 г. Европа принесла 17,5% выручки, или $1,5 млрд.

После введения пошлин в Европе цены на сталь выросли в среднем на 25-30% в сравнении с экспортными российскими ценами, говорит аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Но увеличение заградительных пошлин в условиях мирового перепроизводства стали может привести к перераспределению поставок, снижению выручки в ключевых регионах, снижению выручки, говорит эксперт.

Представитель Еврокомиссии не ответил на вопросы «Ведомостей».

Признали ничтожным

США не впервые пытается ввести пошлины в отношении стальной продукции. В 2016 г. международная торговая администрация США (ITA) подозревала Китай, Корею, Индию, Японию, Великобританию, Бразилию и Россию в установлении демпинговых цен на холоднокатаный прокат и даже ввела предварительные антидемпинговые пошлины для российских металлургов (12-16%). Но после расследования ITA решила не вводить антидемпинговые пошлины против импорта холоднокатаного проката из России. Все члены комиссии признали, что импорт из России в США «ничтожно мал», и поэтому решили пошлины против российской стали не вводить.

Цены на внутреннем рынке США сильно выше мировых – $940 за тонну холоднокатаной стали против $800, после того как страна ограничила импорт, говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов.

Решение США ввести ввозные пошлины на сталь и алюминий несет определенный ущерб для России, но меньший, чем для Китая и ЕС, считает вице-премьер Аркадий Дворкович: «Будем изучать, каким именно образом введены эти ограничения, потому что есть определенные процедуры. Юристы уже смотрят, что именно было сделано. Преждевременно говорить [о возможной реакции РФ], надо все документы внимательно изучить и решить».