Youtube

Сочинение "Зачем нужно быть грамотным?". Зачем быть грамотным? Грамотность влияет на ваши перспективы и карьеру

У Плутарха была такая история. В результате политических интриг в Афинах был поставлен вопрос об изгнании Аристида по прозвищу Справедливый, весьма влиятельного и важного государственного деятеля. Голосование проходило так: имя предназначенного к изгнанию писалось на глиняном черепке (острака, отсюда остракизм); черепки затем подсчитывались, и человек, набравший большинство голосов, изгонялся. И вот какой-то неграмотный поселенин, желая написать имя Аристида, обратился за помощью к первому попавшемуся ему человеку - это и был Аристид, однако поселянин не догадывался о том и попросил написать имя Аристида на остраке. Аристид удивился, но не раскрыл поселянину своего имени, а только спросил, чем, мол, ему так насолил этот Аристид. Поселянин ответил, что Аристида он вообще не знает, да только надоело ему слушать, какой мол это справедливый человек. Короче, поддался, как видно, поселянин уговорам политических оппонентов. В итоге Аристид выполнил его просьбу, написал свое имя на остраке - и был приговорен к изгнанию (Plut., Arist., 7, 5 - 6).

Мораль: грамотным надо быть хотя бы затем, чтобы не оказаться в подобной глупой ситуации (как поселянин), тем более что не все такие честные, как Аристид, и написать за Вас могут все что угодно, а не то, что Вы просите.

Спор о необходимости обучения грамотному письму идет уже давно, еще на луркморе, помнится, приводили аргументы противоборствующих сторон: Лев Щерба, известный советский лингвист, говорил, что без грамотной речи и правильного письма люди не смогут друг друга понимать; кто-то из американцев, не помню сейчас кто, утверждал, что понять собеседника можно вне зависимости от ошибок в орфограммах.

В целом и та, и другая точка зрения правильны. Любому носителю языка не составит труда понять неграмотное письмо - человек, освя щенный солнечным светом, жаренн ая картошка, жаркая дисс кур сия и т.д. Может показаться, что следование нормам языка это пережиток прошлого и все могут писать так как хотят без особых проблем, но это тоже не так.

Следование единым правилам написания значительно облегчает чтение. Например, из контекста не всегда может быть ясно, человека осветило солнце или он освящен солнцем как неким религиозным символом. Грамотное письмо - признак респектабельности, знак того, что человек смог освоить свод определенных правил и умеет им соответствовать. Текст, написанный неграмотно, бросается в глаза и создает негативное впечатление - вот почему любой серьезный человек или компания следит за грамотностью своих текстов.

Наконец, неграмотное письмо крайне разнообразно. Один человек напишет "нигатив", другой - "нигатиф" и т.д. Как правило, неграмотное письмо сводится к фонетическому письму - записи слов не по правилам языка, а так, как слышится. А так как слышать каждый может по-своему, то и вариантов одного и того же слова в фонетическом письме может быть очень много. Языковая норма существует в том числе и для того, чтобы снять это многообразие - поверьте, читать много текстов с самыми разными вариантами одних и тех же слов это весьма трудоемкий процесс. Из истории языка мы знаем, что до XVIII века особых правил грамматики русского языка не было, и в разных текстах можно было встретить самые разные "ошибки".

В заключение хочется отметить, что русский язык сегодня действительно довольно сложен в освоении, а правила написания зачастую абстрактны и не имеют связи с реальным произношением. За XX век лингвисты несколько раз пытались провести реформу языка, призванную упростить написание и приблизить его к фонетическому письму (то есть писать так как слышится), но общественность всегда восставала против таких реформ, причем лозунги были из разряда "Они убивают язык!", "Остановим смерть языка!" и т.д. Наше общество крайне консервативно в языковом плане, единственная реформа, которая удалась - это реформа языка сразу после революции, когда часть букв была удалена из алфавита и частично изменена орфография. Больше ни в СССР, ни в РФ более-менее значительных реформ сделать не удалось.

Ответ прозаический: чтобы понимать предписания начальства. Современная школьная система появилась в эпоху быстрого распространения заводов и фабрик (в эпоху развития капитализма), когда потребовались рабочие, умеющие читать инструкции.

На рубеже XIX и XX веков на предложение издателя Ивана Сытина издать букварь, цензор Победоносцев отвечал, что крестьянин Библию всё равно после самостоятельного чтения не поймёт, а другие книги для мужика бесполезны.

В книжке недавно скончавшейся Харпер Ли "Убить пересмешника" мы обнаруживаем, что во времена юности писательницы не все американские семьи пускали детей в школу.

В конце XX века 98-летний чернокожий Джордж Доусон (1898 года рождения) сознался социальному работнику, что не умеет читать и писать. Доусон в молодости работал на строительстве дорог, потом - на молокозаводе. Его жена и дети были грамотными, а самому ему всегда достаточно было поставить подпись. Это он умел. К концу жизни Доусон научился грамоте, и до своей кончины в возрасте 103 лет был частым гостем популярных телешоу.

В Кении проводят эксперименты с целью найти способ заставить деревенских учителей ходить в школу на занятия, вместо того, чтобы работать на своём поле. Ценность образования неясна не только крестьянам, но даже и учителям.

Таким образом, грамота явно нужнее в городе и тому, кто работает на босса. Пасти овец или копать грядки можно, и не зная грамоты.

Банально для того, чтобы понимать друг друга. Если бы не существовало каких-то норм речи, правил написания и произношения, язык бы попросту не существовал как нечто целое. Все бы говорили и писали так, как им вздумается, и, даже если бы изначально был какой-то общий язык, со временем мы бы просто перестали понимать друг друга.
Как уже было сказано выше, есть огромное количество вариаций написания одного и того же слова, если писать его "на слух". Пришло на ум слово "австралопитек", которое можно записать и как "офстралапятег", если постараться. Согласитесь, нужна лишняя секунда, чтобы понять значение этого сочетание букв, когда как над правильным вариантом мы даже не задумываемся.
Да и вообще, даже одна буква может поменять значение слова: вырастИт или вырастЕт, прЕступить или прИступить, лук или луг и так далее. При неправильном написании читающему будет сложнее переварить информацию или же придется потратить на это больше времени. Например, вы преподаватель искусства и читаете вы текст своего ученика про Моне, а потом понимаете, что он пишет про Мане. Скорее всего, вам придется перечитывать заново, потому что в своей голове вы держали образ совершенно иного человека.

Сочинение ученицы 6класса МБОУ «Джанайская сош» Курмалиевой Дианы

Зачем нужно быть грамотным?

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Пословица.

С самого раннего детства вся наша жизнь связана с языком. Всё, что совершают люди в мире, совершается при участии языка. Люди работают в коллективе, познают разные науки, строят города и летают в космос, объясняются в любви и воюют между собой. Невозможно было бы совершать все действия, если бы человек не умел говорить. Только ему выпало на долю такое счастье. Язык – орудие общения между людьми, но его нужно уметь умело и с пользой применять. Такое под силу только тому, кто глубоко, тщательно изучил язык, кто знает, как устроено слово, из каких частей состоит, как применяется то или другое правило. Одним словом, надо быть грамотным учеником, знать законы языка.

Каждый из нас, без всякого обучения, родившись на свет, начинает плакать, смеяться, есть, двигаться, ходить, но самостоятельно заговорить и научиться грамотно писать нам не под силу. Грамоте нужно учиться, её надо изучать, потому что без неё мы не сможем хорошо учиться, выразить правильно свою мысль, никогда не станем хорошими специалистами, из нас не получатся асы своего дела. Безграмотного, некультурного человека никогда никто не будет уважать в коллективе. А ещё правила нужно знать, чтобы быть вежливым, не обидеть другого человека. С.Я.Маршак в сказке «Двенадцать месяцев» показывает капризную и своенравную королеву, которая не только не умеет правильно писать слово «казнить», возмущаясь «надо писать «кознить», что ли?», но легко и просто распоряжается судьбами людей, повелевая, «лучше напишу «казнить» - это короче». Капризная королева не подумала о смысле данного слова, её интересовала только форма.

Когда мы пишем, то постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить знак препинания. Давным-давно появились были-небылицы про ошибки с запятыми. «Установить статую золотую пику держащую»- такое завещание оставил своим наследникам один правитель. И они, воспользовавшись оплошностью богача, забывшего про запятую после слова «золотую», поставили его после слова «статуя». Находчивость позволила им присвоить себе кругленькую сумму (у статуи золотой оказалась лишь пика). Для правителя запятая не оказалась путеводной звездой для достижения содержания, безграмотность его подвела, а пошлые люди воспользовались. Аналогичный пример можно привести с выражением «казнить нельзя помиловать», которое решает судьбу человека. Вот здесь и нужна грамотность, потому что, перефразируя Л.Н.Толстого, «словом можно убить, словом можно любить».

У безграмотных людей речь бедная, невыразительная. Они могут только выразить самые простые мысли, а сложная мысль, требующая пояснений и дополнений, вызовет у них затруднения. Очень часто на уроках ученики не могут правильно высказать свою мысль, хотя и бывают подготовленными к уроку, остаются недовольные полученной оценкой, объясняя свою позицию тем, что всё сказали. А некоторые мои одноклассники высказывают мнение о том, что в век компьютеризации не обязательно быть грамотным, потому что то, что не знаем мы, подскажет компьютер. А я считаю, что никакая машина, даже если она и сверхсовременная, не заменит человеческую грамотность, человеческий разум, мысли. Техника может сломаться, а усвоенные законы языка никогда нас не подведут.

А сколько искалеченных слов приходится нам слышать везде и всюду: звОнит, катАлог, квАртал, бАловать. Обидно бывает за державу. Ведь нам, как говорил К.Г.Паустовский, «дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Так давайте беречь такой язык от засорения, любить его и уметь ценить!

Зачастую мы можем видеть людей, которые просто бравируют нарочитой безграмотностью, так что уж говорить о тех, кто безграмотными словечками просто прикрывает безграмотность реальную. Итак, зачем же нам писать грамотно?

Для того чтобы понять данную тему, нам нужно сначала определить, что же такое грамотность. Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

В наш век высоких технологий мы можем не владеть основными правилами русского языка - специальная программа Word вычитывает опечатки сама. Общаться в Интернете можно абсолютно свободно, для этого не нужно иметь специального филологического образования - все пользователи смотрят на ошибки других весьма благосклонно. А даже если на нашем пути и встречаются филологи, то они редко исправляют эти ошибки. Из всего этого можно сделать вывод, что современная молодежь обесценивает русский язык, делая даже в простых словах, предложениях неимоверное количество ошибок. Однако, это не так: в основном своем большинстве молодежь стремится к грамотности если не идеальной, то относительной - знание основ орфографии и пунктуации.

Что же заставляет людей становиться грамотнее, изучать наш родной язык?

Во-первых, безусловно, влияет введенный, обязательный для всех, Единый Государственный Экзамен по русскому языку. Не многим молодым людям хочется получить малое количество баллов по экзамену, желание большинства школьников девятых и одиннадцатых классов - получить наивысший балл, например, чтобы продолжить обучение в школе, либо чтобы поступить на бюджетное место в институте. Таким образом, Единый Государственный Экзамен является стимулом к изучению русского языка для всех граждан в возрасте от 6-7 до 17-18 лет - т.е., основная категория населения Российской Федерации.

Во-вторых, идеальное владение русским языком считается также и показателем престижа, высокого социального положения. В наше время считается, что известные люди близки к идеалу, их положение обязывает их к грамотности. Людям хочется подражать этому человеку, в наших глазах этот человек возносится до небес. Но как только мы видим ошибку в каких-либо текстах, написанных эти человеком, ошибки в произношении слов, мы сразу же меняем о нем свое мнение совсем не в лучшую сторону.

В-третьих, грамотность выступает как показатель ума человека. Видя, что человек правильно пишет и говорит, то мы подсознательно делаем вывод, что он начитан, а, следовательно, умен. Видя же как-либо ошибки, мы нередко определяем человека, как недалекого, несмотря на наличие у него каких-нибудь других важных заслуг. В нашем подсознании живет стереотип, что талантливый человек талантлив во всем.

В-четвертых, многие профессии связаны со знанием языка, ведь приходится что-то писать, печатать, объяснять, проводить собрания, конференции, где хотя бы элементарные знания языка просто необходимы. Ведь людям приятнее общаться с человеком, который в совершенстве знает свой родной язык.

В-пятых, мы можем назвать грамотность своего рода творчеством. Владея русским языком, зная его нюансы, можно создавать бесценные творения. Как правило, грамотный человек увлечен своими знаниями, ему хочется творить, делиться с миром своим творчеством.

В-шестых, грамотность хорошо сказывается на нашей памяти. Например, запоминание словарных слов улучшает память.

В-седьмых, если ни у кого из нашего поколения не будет грамотности, то кто же будет поступать на филологические факультеты? Кто будет учителем русского языка? Кто будет учить наших детей, внуков? Если этого не будет, то не будет и грамотности как таковой.

Обобщая все вышеперечисленное, нужно быть грамотным человеком для того, чтобы: быть умным, развитым человеком с которым приятно общаться; чтобы иметь успех на работе; чтобы другие поколения не были безграмотными; проявлять свои таланты, делиться своими мыслями с другими людьми.

В наше время практически ко всему можно применить понятие «эрзац»: есть эрзац-любовь, эрзац-шерсть, эрзац-кожа и т.д. Но возможно ли существование эрзац-грамотности? Конечно же, нет. Свою грамотность невозможно подделать, грамотность - одна из немногих вещей, которая не зависит от времени, взглядов на нее, моды, в конце концов. Грамотность - это качество, нужное каждому человеку. Как сказал великий писатель Оскар Уайльд: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так вот, чтобы добиться уважения у людей, стать по-настоящему умным, талантливым человеком, который ценит свои корни, свою Родину, нужно быть грамотным человеком, способным помочь своему государству.

Главное: нужно помнить, что русский язык - это основной инструмент, который требует бережного к нему обращения.

Совсем свежий случай из моей практики — сегодня проводила собеседование на позицию «Менеджер по сертификации», и, как обычно, просила заполнить две анкеты (информационного характера, и с вопросами о знаниях в сфере продаж). Соискательница, милая девушка 24 лет, похвасталась, что на 5 закончила институт, экономический факультет. Ну, отлично! — подумала я, так как первая часть собеседования прошла удачно. Все впечатление смазали эти злополучные анкеты…

Кстати, я всегда их использую еще и для того, чтобы увидеть, как человек пишет. Деловая переписка менеджера с клиентом отражает лицо компании, согласитесь. Что вы думаете, «сним» пишем вместе, «договориться о встречи « пишем с ошибкой на конце слова, «не нуждаюсь в поддержки » — такая же ошибка!!! Она не умеет грамотно писать! Конечно, теперь эта девушка будет однозначно иметь меньше шансов, устраиваясь на подобную работу и в других компаниях.

Что означает — уметь грамотно писать?

Были времена, 1-2 века назад, когда люди были безграмотными. Перед ними стояли совершенно другие задачи, ничего общего с грамотностью не имеющие. Так вот, среди них встречались «Грамотеи», это такие люди, которые были обучены грамоте и умели читать и писать. К ним-то и ходил весь безграмотный народ, чтобы вместо плюсика записать фамилию, какой-либо документ составить, письмо прочитать. Со временем, грамотеев становилось все больше, а тот, кто умел только читать, считался полуграмотным.

Конечно, и в наши дни сложно будет отыскать человека, не умеющего писать и читать. Зато можно оценить степень грамотности человека, от того, насколько хорошо он владеет навыками чтения и письма на родном языке. По сути, грамотностью можно считать знание исключений из правил. И чем раньше мы начнем изучать правила для того, чтобы узнать обо всех исключениях, тем правильнее мы будем писать впоследствии.

Сегодня, в 21 веке, быть грамотным — значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности.

Зачем нужно уметь грамотно писать?

Каждый может по-разному ответить на этот вопрос. Я считаю, что уметь грамотно писать нужно для того, чтобы правильно, а не двояко, понимать друг друга. Правила и законы для того и существуют, чтобы люди жили и созидали в соответствии с ними. На мой взгляд — это причина № 1.

Причина № 2. Для того чтобы уважать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа.

Причина № 3. Грамотность — это мощный инструмент, и с другой стороны — мощное орудие, с помощью которого можно управлять. Хотите иметь в свое арсенале такой инструмент? Становитесь грамотным.

Причина № 4. Как написали семиклассники в сочинении на тему «Зачем нужно уметь писать грамотно» — для того, чтобы тебя взяли на хорошую работу. Отрадно, что детки уже многое понимают.

Причина № 5. Есть хорошее мнение, что первое впечатление о человеке складывается от того, какая на нем обувь. Чистая, ухоженная, или грязная и немытая — почувствуйте разницу сами. Какую обувь вы станете с бОльшим удовольствием носить? Точно так же дело обстоит и с грамотностью. Как только видишь, что человек неправильно пишет (я не имею в виду оЧеПЯтки, я имею в виду закономерности), так сразу же меняется к нему отношение. С плюса на минус.

Безусловно, своим образованием нужно заниматься. Для кого-то это может быть сложной задачей, не спорю. Но даже медленное движение всегда лучше любого застоя. И если тренироваться и работать над собой, то результат обязательно появится. (Вопрос на засыпку: слово «появится» в этом случае правильно написано? Мягкий знак в глаголах — вечная российская проблема).

Как научиться писать грамотно?

Вы думаете, я вам открою Америку? Вы и так все это знаете. Итак, что нужно делать на мой взгляд:

Конспектировать. Отличный навык, который приобретается в течение долгого времени. Главное, научиться конспектировать без ошибок, часто сверяясь с оригиналом.

Переписывать. Многие мастера копирайтинга советуют, нет, даже настоятельно рекомендуют и заставляют своих учеников переписывать тексты. Для того, чтобы научиться писать продающие письма, нужно взять тексты известных мастеров своего дела и переписать их тысячи раз. Между прочим, это очень правильный совет. Этот навык отшлифует знание правил написания слов и предложений, и научит писать грамотно.

Научиться печатать. Я проходила курс «Соло на клавиатуре» Шахиджаняна, и где-то после 20-го урока мне уже не хотелось допускать ошибки — уж очень длинные тексты надо было перепечатывать заново. Прочтите об этом в моей статье .

По-моему, самообразование — посильная задача для любого человека. Ведь все эти действия должны выполняться нами еще со школьной скамьи. Но главное, на этом останавливаться нельзя ни в коем случае. После школы только начинается глубокое познание и изучение родного языка: у каждого из нас появляется своя профессиональная сфера деятельности, в которой мы должны уметь грамотно объясняться на профессиональном языке. А в школе этому нас не учат.

К большому сожалению, наш народ, особенно подрастающее поколение, в общей своей массе — безграмотен. И вы знаете, это очень выгодно властьимущим — безграмотным народом легче управлять! Это же аксиома: если ты не умеешь грамотно писать, значит ты очень многого не знаешь. А раз ты многого не знаешь, то тебя и облапошить будет нетрудно.

Вывод напрашивается сам собой. Надо учиться управлять собой и своей собственной жизнью. И нести за это личную ответственность. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.

P.S. Пойду проверю свою статью на грамотность. А то окажется, что автор — «грамотейка» еще та, ошибок полно, а пишет о том, чего сама не умеет. Но страстно желаю себе и другим — легко писать любые тексты грамотно и без ошибок!

Предлагаю, «не отходя от кассы», пройти урок грамотности. Смотрите Хит-парад тотальных ошибок!

Под общей грамотностью обычно понимают то, насколько свободно владеет человек родным языком, способен ли он связывать мысли в логичные фразы, пишет ли он без ошибок с точки зрения орфографии и пунктуации, ставит ли в словах правильные ударения.

На сегодняшний день прослеживается опасная тенденция примитивизации русского языка и попирания его грамматических правил. Большинство людей сегодня вообще не читает книг. Письма друг другу люди составляют в электронном виде, короткие послания формулируют и отправляют с мобильных телефонов.

Тем не менее, грамотность по-прежнему является частью культуры. На заложенном в глубоком детстве фундаменте грамотности закладывается гармоничная, образованная, развивающаяся личность.

Почерпнуть грамотность можно не только из учебников. Ею наполнены многие книги, несущие в себе все знания и весь опыт, накопленный человечеством за свою многовековую историю.

Часто в этой истории разные партии или правящая элита нашей страны пытались использовать грамотность в своих корыстных целях. Либо применяли её для продвижения в массы своей идеологии.

На Руси грамотность начала зарождаться с возникновением первых церквей. Тогда стали нужны люди, способные читать, чтобы проводить богослужения.

Затем долгое время грамотностью обладали лишь дворяне и сановники. После революции 1917-го года стране потребовались грамотные, имеющие образование люди для работы на фабриках и заводах. Была введена программа повышения всеобщей грамотности, то есть всех советских людей учили читать и писать.

К сожалению, параллельно с этим благодатным процессом шел негативный процесс упрощения русского языка. Попытки сделать примитивным русский язык предпринимаются и доныне.

Сегодня этому способствует развитие современных средств связи и почти полное предание забвению привычных способов письменной коммуникации. Все это не так уж безобидно. Поскольку, чем более упрощается язык народа, тем примитивнее становится его мышление.

Нынче царит глобальная неграмотность. Остается всё меньше по-настоящему грамотных людей. Говорить с грамматическими ошибками позволяют себе все, начиная с государственных руководителей.

Любой человек, отождествляющий себя со своим народом, своей нацией, должен понимать, что начинается единство нации с единства её языка. Корни самоопределения нации в одних для всех языковых и грамматических правилах.

Личную культуру за деньги не купишь. Высокий властный пост её тоже не прибавляет. Основным критерием культурности и образованности человека остается старая добрая грамотность. Перед россиянами, считающих себя таковыми, стоит сегодня задача «сбережения» русского языка. Людям, обладающим грамотным письмом и речью, всегда проще понять друг друга. И есть за что друг друга уважать!