Недвижимость

Рекультивация земли - определение, сущность и особенности. Рекультивация сельскохозяйственных земель

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"деградация земель" - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов;

"консервация земель" - мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель;

"нарушение почвенного слоя" - снятие или уничтожение почвенного слоя;

"нарушенные земли" - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

"плодородный слой почвы" - верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам;

"проект рекультивации земель" - документ, на основании которого проводится рекультивация земель;

"проект консервации земель" - документ, на основании которого проводится консервация земель;

"рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

3. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

4. В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

5. Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

7. Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель в целях обеспечения соблюдения требований, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, невозможно в течение 15 лет.

8. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

При осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, использование отходов производства и потребления, а также захоронение токсичных вскрышных пород не допускаются.

8(1). При осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях создания защитных лесных насаждений проводятся работы по искусственному или комбинированному лесовосстановлению или лесоразведению с применением саженцев с закрытой корневой системой в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и в соответствии с Правилами лесовосстановления или Правилами лесоразведения, предусмотренными и Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.

8(2). При осуществлении мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, по границе рекультивируемого лесного участка устанавливаются аншлаги с предупреждающей информацией об опасности заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, сенокошения на рекультивируемом лесном участке.

8(3). В случае если в границах рекультивируемого лесного участка располагались объекты, указанные в части 2 статьи 13 и части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, для строительства, реконструкции и эксплуатации которых были вырублены лесные насаждения и на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, были выполнены работы по лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии с частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, работы по лесовосстановлению или лесоразведению при осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель на такой площади в границах рекультивируемого участка не проводятся.

9. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

10. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

11. Рекультивация земель на месте снесенного объекта капитального строительства, вместо которого возводится новый объект капитального строительства, осуществляется в случае, если это предусмотрено проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

12. Проект консервации земель подготавливается в виде отдельного документа.

13. Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:

а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель;

б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка;

в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

14. Проект рекультивации земель, проект консервации земель содержат следующие разделы:

а) раздел "Пояснительная записка", включающий:

описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;

кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, консервация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, консервации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости;

сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, консервации;

информацию о правообладателях земельных участков;

сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории, территории объектов культурного наследия Российской Федерации, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другие);

б) раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель", включающий:

экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации;

описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель, консервации земель;

обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель);

обоснование невозможности обеспечения соответствия земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, при проведении рекультивации земель в течение 15 лет (в случае разработки проекта консервации земель);

в) раздел "Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель", включающий:

состав работ по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий;

описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;

сроки проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;

планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель, консервации земель;

г) раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель" содержит локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель, консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель, консервации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

15. Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:

а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;

б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;

в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.

16. Заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и настоящих Правил (далее - заявитель), лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.

17. Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Предметом согласования проекта консервации земель является обоснованность проведения консервации земель в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, а также достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по консервации земель для достижения целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду.

18. В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.

19. Лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель только в следующих случаях:

а) мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил;

б) мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижение целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;

в) представлен проект консервации земель в отношении земель, обеспечение соответствия качества которых требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, возможно путем рекультивации таких земель в течение 15 лет;

г) площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации;

д) раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель, проекта консервации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках;

е) несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации.

20. В уведомлении об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель указываются все основания для отказа и рекомендации по доработке проекта рекультивации земель, проекта консервации земель.

21. После устранения причин отказа проект рекультивации земель, проект консервации земель представляются на повторное согласование в срок не позднее чем 3 месяца со дня поступления заявителю уведомления об отказе в согласовании.

22. Проект рекультивации земель, проект консервации земель, в которые внесены изменения после их согласования лицами, указанными в пункте 15 настоящих Правил, подлежат направлению на повторное согласование в соответствии с пунктами 15 - настоящих Правил.

23. В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.

24. Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:

а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

25. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в срок не позднее чем 10 календарных дней со дня утверждения проекта консервации в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принимают решение об их консервации.

26. Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:

пунктом 5 настоящих Правил, в течение указанного срока.

28. Срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.

29. В случае проведения рекультивации земель, консервации земель лицом, не являющимся правообладателем земельного участка (в том числе в случае проведения рекультивации, консервации земель исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящих Правил), такое лицо в срок не позднее чем 10 календарных дней до дня начала выполнения работ по рекультивации земель, консервации земель уведомляет об этом правообладателя земельного участка с указанием информации о дате начала и сроках проведения соответствующих работ. При этом проведение в этом случае работ по рекультивации земельных участков в период полевых сельскохозяйственных работ не допускается, за исключением случая, если это предусмотрено утвержденным проектом рекультивации земель.

30. Завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 пунктами 3 и настоящих Правил.

33. В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, лицо, выполнившее такие работы, безвозмездно устраняет имеющиеся недостатки.

34. Рекультивация земель, консервация земель, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности.

35. Прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.

36. Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ - комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. На действующих предприятиях, связанных с нарушением земель, Р. з. должна быть неотъемлемой частью технологических процессов.[ ...]

Рекультивация предусматривает следующий порядок выполнения работ.[ ...]

Рекультивация земель при строительстве магистральных трубопроводов осуществляется в соответствии с инструкцией ВСН2-59-75, согласованной с Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР. В нефтяной отрасли работы по рекультивации предусматриваются техническим проектом строительства трубопровода.[ ...]

Рекультивация на Севере. Нарушения природных условий в процессе строительства и эксплуатации объектов нефтяной и газовой промышленности неизбежны. Поэтому возникает необходимость проведения инженерной и биологической рекультивации нарушенных участков. Инженерная рекультивация - это мероприятия, направленные на восстановление условий, близких к естественным, локализация нежелательных процессов, а биологическая рекультивация предусматривает создание искусственного растительного покрова.[ ...]

Рекультивация земель. Перечисленные пути утилизации и переработки отвалов добычи и отходов обогащения полезных ископаемых в значительной степени способствуют их ликвидации, однако на основе только такого рода мероприятий проблема может быть решена лишь частично, так как масштабы этих отходов огромны. Поэтому в нашей стране проводятся работы, связанные с ликвидацией отвалов или их вредного действия на окружающую среду и по ряду других направлений. В частности, с 1962 г. ведутся работы по рекультивации земель, нарушенных открытыми горными разработками.[ ...]

Для рекультивации загрязненных земель и очистки загрязненных подземных вод в настоящее время все шире применяют биологический метод, основанный на использовании активных штаммов микроорганизмов. Рассмотрены пути воздействия микроорганизмов на токсичные органические отходы, физикохимические условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность и деструктивную активность микроорганизмов (температура, концентрация минеральных компонентов и загрязняющих пеществ, величина pH, проницаемость грунта и др.) и возможные способы рекультивации загрязненной природной среды - от естественного восстановления среды без вмешательства человека путем самоочищения до применения комбинированных методов воздействия, включающих физические, химические и биологические методы обработки .[ ...]

При рекультивации легких почв, загрязненных тяжелыми металлами, в качестве эффективного приема иногда применяют глинова-н и е - внесение глин, содержащих алюмосиликаты типа монтмориллонита (Г.В. Добровольский, Л.А. Гришина, 1985). Этот прием, к сожалению, требует существенных затрат и технологически трудно выполним.[ ...]

Под рекультивацией понимается проведение комплекса работ, направленных на воспроизводство и улучшение (а порой и совершенно новое моделирование) всего нарушенного природно-территориального комплекса в целом. В процессе рекультивации различают два основных этапа: горнотехнический и биологический. Задачей первого этапа является подготовка территорий (планировка отвалов, придание откосам нужной формы, покрытие их плодородными грунтами и т. п.) для последующего освоения. Второй этап охватывает мероприятия по восстановлению плодородия нарушенных земель и созданию благоприятных для жизнедеятельности человека ландшафтов.[ ...]

Практика рекультивации земель свидетельствует о широком повторном использовании породных отвалов в народном хозяйстве. Таким образом, внешние и внутренние отвалы, хвосто-хранилища и гидроотвалы являются основными объектами ре-культивационных работ на карьерах.[ ...]

Проблемы рекультивации замазученных земель являются одной из крупных экологических проблем.[ ...]

Работы по рекультивации загрязненных земель, очистке водных объектов должны контролироваться экологическими лабораториями - т.е. должен быть произволен производственный экологический мониторинг при ликвидации аварийных разливов нефти силами нефтяных компаний или экологических предприятий для корректировки и правильности выполнения работ. На основании обобщения опыта работ по ЛАРН в регионах должны быть созданы региональные схемы, регламенты работ по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (в т. ч. и по рекультивации), и региональные нормативы допустимого остаточного содержания нефтей и продуктов их трансформации в почвах после проведения рекультивационных или иных восстановительных работ.[ ...]

В проекте рекультивации определяются: границы угодий по трассе трубопровода, в которых необходима рекультивация, толщина снимаемого плодородного слоя почвы по каждому участку, ширина зоны рекультивации в пределах полосы отвода, место расположения отвала для временного хранения снятого плодородного слоя почвы, допустимое превышение нанесенного плодородного слоя почвы над уровнем нарушенных земель, способы сня-" тия, транспортирования и нанесения плодородного слоя почвы, объемы и методы погрузки и вывоза лишнего минерального грунта, а также его разгрузка в указанных для этого местах, методы уплотнения разрыхленного минерального грнута и плодородного слоя почвы после засыпки трубопровода.[ ...]

Проведение рекультивации земель является обязанностью недропользователя восстановить нарушенные им в процессе недропользования земли. Эти требования содержатся в Законе о недрах, Земельном кодексе.[ ...]

Моторина Л.В. Рекультивация нарушенных промышленностью. М.: АН СССР, 1966. - № 5. - С. 26-37.[ ...]

Рациональная рекультивация земель при бурении и строительстве магистральных трубопроводов в нефтедобывающих районах позволит сократить объем земляных работ, сохранить биологически активный слой земли и значительно уменьшить загрязнение почвы и окружающей природной среды.[ ...]

Под качеством рекультивации следует понимать совокупность свойств восстановленных земель, обусловливающих их пригодность удовлетворить определенным требованиям в соответствии с целевым назначением. Качество рекультивируемых земель слагается из качества показателей его состав-ных элементов. Если рекультивированные земли удовлетворяют всем требованиям нормативно-технической документации, то они считаются годными для эксплуатации и могут быть переданы для освоения землепользователям. Каждое отдельное несоответствие рекультивируемых земель требованиям считается дефектом. Дефекты можно подразделить на явные и скрытые, устранимые и неустранимые, малозначительные, значительные и критические.[ ...]

Очень важна для рекультивации земель в системе оптимизации лесопользования лесная рекультивация, т.е. формирование лесонасаждений различного назначения - хозяйственно-эксплуатационного, почвозащитного, рекреационного, на землях промышленных отвалов и других видов техногенных земель.[ ...]

Технический этап рекультивации является неотъемлемым звеном в процессе восстановления нарушенного экологического равновесия на территории разработки месторождений полезных ископаемых и служит для целей охраны окружающей среды.[ ...]

Горно-техническую рекультивацию выполняют соответствующие службы бурового предприятия совместно с подразделениями технологического транспорта объединений, а биологическую - основной землепользователь. При этом буровые предприятия возмещают землепользователю расходы на биологическую рекультивацию. Рекультивацию амбаров производят после захоронения их содержимого и планировки нарушенного участка. Почти повсеместно засыпке в амбарах подлежат буровой шлам и твердые загрязнители. В большинстве случаев захоронению подлежит и ОБР.[ ...]

Различают два этапа рекультивации: технический и биологический. Техническая рекультивация предполагает подготовку земель для последующего целевого использования и включает планировку, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почвенного слоя. Биологическая рекультивация предусматривает восстановление плодородия технически рекультивированных земель и состоит из комплекса агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на возобновление биоты. Общие требования к обоим типам: тщательное разравнивание поверхности нарушенных земель; нанесение плодородных и потенциально плодородных пород (гумусированных почвенных слоев, лессов и лессовидных суглинков) мощностью до 1,0 м; регулирование водного режима и баланса питательных веществ с применением глубокой обработки поверхностного слоя, внесением минеральных и органических удобрений; правильный подбор культур и мелиоративных севооборотов в сочетании с различными агротехническими. приемами.[ ...]

При выполнении работ по рекультивации земель следует руководствоваться «Положением о порядке передачи рекультивированных земель землепользователям предприятиями, организациями и учреждениями, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых и торфа, проводящими геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы, связанные с нарушением почвенного покрова», утвержденным Минсельхозом СССР 18 февраля 1977 г.[ ...]

Согласно ГОСТ 17.5.1.01-78, под рекультивацией понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также улучшение условий охраны окружающей среды. Рекультивация земель проводится в два этапа: горно-технический и биологический. Горно-техииче-ский этап включает планировку, снятие, транспортировку и нанесение плодородного слоя на рекультивируемые участки. Биологическая рекультивация - это обработка растительного слоя отчужденного участка земли органическими и минеральными удобрениями согласно рекомендациям агрономической службы.[ ...]

Важное значение приобретает рекультивация земель после использования их под объекты НГК, которая должна проводиться согласно ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Общие требования к рекультивации земель».[ ...]

Важным принципом биологической рекультивации является использование индикаторной роли растительных компонентов в экологической системе для оценки этапности и направленности дигрессивно-демутационного процесса. Разработка конкретных рекомендаций по биорекультивации должна предшествовать изучению процессов естественной ренатурализации растительности, цель которой - выявление закономерностей сингенеза. Это позволяет прежде всего определить группу видов, которые при зарастании проявляют наибольшую ценотическую активность и, следовательно, могут рассматриваться как перспективные для целей содействия естественному восстановлению растительного покрова.[ ...]

Одним из критериев, определяющих рекультивацию земель могут стать параметры «допустимо здоровой почвы», способной плодоносить. Нужно решить, что плодоносить и какое качество растений допустимо. Это будет зависеть от целей рекультивации - для сельскохозяйственных угодий или промышленных территорий. В одном случае необходимость использования продукции, в другом санация земель, создание зеленых, зрелищных зон предприятия, способных улучшить качество воздушной среды предприятия.[ ...]

Кнатько В.М., Щербакова Е.В. Смесь для рекультивации шламохрани-лищ: Пат. 2084417 РФ ОТ 5.06.1991 // Б. И. - 1997. - № 20.[ ...]

Одной из важных задач биологической рекультивации является восстановление структуры, физических, агрохимических, физикохимических и других свойств нанесенной почвы, ее гомогенности. Последнюю создают, применяя орудия роторного типа (плуги, фрезы, комбинированные), глубокую обработку земли с последующим дискованием и культивацией. В некоторых странах после дискования и культивации мульчируют поверхностный слой соломой, корой, золой, хворостом. Также благоприятно влияет на восстановление свойств почвы орошение.[ ...]

Одним из видов санитарно-гигиенической рекультивации является посадка деревьев на отработанном золошлакоотвале (на дамбах и примыкающих к ним участках зольного поля).[ ...]

Оптимизация добычи полезных ископаемых и рекультивация поврежденных земель. Чрезмерная деградация земель в процессе добычи полезных ископаемых является результатом нерационального природопользования. Изменить ситуацию возможно лишь при использовании новых подходов к ведению хозяйства, эксплуатации ресурсов, при введении принципов рационального природопользования. Это подразумевает применение системы разработанных мер и принципов, которые помогают решить задачу управления природопользованием и охраной окружающей среды. Авторы учебника «Экономическая и социальная география России» приводят следующие группы этих мер и принципов: экологические, экономические, правовые, санитарно-гигиенические, демографические, этнические.[ ...]

Общая площадь отработанных и подготовленных к рекультивации земель на 01.01.95 г. в отрасли составила 18644 га, что стало возможным в результате рекультивации и проведения работ по уточнению объемов нарушений, но это меньше, чем в 1993 г. на 818 га (4,2%).[ ...]

Осадки используют в сельском хозяйстве - как удобрение и средство для рекультивации почв и как корм для скота; в строительстве дорог - как заполнители и связующие материалы; в химической промышленности - для получения технических жиров, смазок, продуктов хозяйственно-бытового назначения и витаминов. В тех случаях, когда утилизация осадков невозможна или нецелесообразна или при ограниченности площадей для их складирования, осадки сжигают. В результате получают минеральные соединения, которые подлежат захоронению, и газы, нуждающиеся в дополнительной очистке или обезвреживании .[ ...]

Таким образом, главная проблема при решении вопроса об использовании или рекультивации загрязненных химическими загрязняющими веществами почв - реальная оценка существующих способов и применение их в конкретной ситуации, которые сводятся к предотвращению загрязнения природной среды с помощью мало- и безотходных технологий, удалению или захоронению загрязненных почвенных горизонтов, внесению мелиорантов, выращиванию устойчивых к тяжелым металлам культур, введению специальных севооборотов.[ ...]

Одним из основных видов природоохранной деятельности на горных предприятиях является рекультивация нарушенных земель. Пока еще не всегда и не везде удается это сделать в необходимом объеме и на соответствующем уровне.[ ...]

Методы ликвидации разливов нефти с поверхности почвы менее разнообразны, чем с поверхности воды (табл. 1.11), однако сама проблема рекультивации почвы является достаточно острой и сложной, особенно в отношении продуктивных сельскохозяйственных угодий. Рекультивации малопродуктивных почв уделяется значительно меньше внимания, а труднодоступные торфяники, торфяно-болотные почвы считаются непригодными к рекультивации , хотя разливы нефти наносят подобным экосистемам существенный урон.[ ...]

Проведение работы и ее результаты подтверждены актом по договору № БНТ/у/3 - 1/2/4964/00/СЮС ОАО «НУНПЗ» от 19.05.2000. Таким образом, способ рекультивации загрязненной нефтепродуктами почвы с помощью биопрепарата «Родотрин», биогенных добавок (биотрин и диаммофос) и фитомелиорантов (костра острого и сорго суданского) показал высокую эффективность в условиях Башкортостана и может рекомендоваться для широкого внедрения при ликвидации нефтяных загрязнений почвы в климатических условиях Республики Башкортостан.[ ...]

В 1939 году при создании завода были вырыты амбары - 8 шт., площадью 2 га для хранения нефти с целью последующей ее переработки. Через 60 лет начали рекультивацию амбаров. Технология включала метод выдавливания нефти грунтами, завозимых со строительных площадок. Грунт засыпали от бортов с постепенной засыпкой грунта к центру. Скопившуюся нефть откачивали. Слой поливали активным илом своих же очистительных сооружений. Работа проводилась совместно с НГ1 «HTLJ, Бионика». Исследован процесс очистки: влияние различных концентраций минерального удобрения (азофоски), структуратура (опилок) для рыхления и дозы активного ила.[ ...]

Наряду с решением на отдельных производствах инженерных задач, связанных с защитой литосферы, приходится решать и другие вопросы, в частности рекультивации земель в районах горных разработок («лунных ландшафтов»), В некоторых случаях, когда восстановление земель из-за глубоких впадин затруднительно, в них создают озера, на берегах которых строят дома отдыха, лагеря и т. д. И «лунные пейзажи» превращаются в зоны отдыха.[ ...]

В общей проблеме охраны природы и рационального использования природных ресурсов важное место занимает охрана почв от химического загрязнения, рекультивация загрязненных земель.[ ...]

Создание эрозионно устойчивой поверхности при карьерном землевос-становлении прежде всего зависит от формирования ее рельефа и эффективности метода рекультивации (восстановление почвенного и растительного покрова). Рельеф и его растительный покров, в свою очередь, определяют величину стока талых и ливневых вод, а также скорость ветра в приземном слое и размеры пылесборных площадей. Таким образом, при восстановлении земель, нарушенных горными работами, вопрос селективного формирования породных отвалов необходимых параметров и качества является основополагающим и в деле повышения их устойчивости против водной и ветровой эрозий.[ ...]

Так, величина капитальных вложений на проведение рекультивацион-ных мероприятий представляет собой сумму затрат на технический (Кт) и биологический (Кб) этапы рекультивации/51/.[ ...]

В работе представлены результаты определения степени биодеструкции дизельного топлива №2 в экспериментальных почвенных колоннах, где происходит биологическая рекультивация ззгрязн?нной почвы под влиянием четырех различных технологий. Их основные принципы включают постоянное увлажнение почвы питательными растворами с последующим дренажом и аэрацией. Наибольшую эффективность в элиминировании из почвы дизельного топлива проявили технологии с периодическим циклом: увлажнение ->дренаж->аэрация.[ ...]

К сожалению, регламента по определению степени, а, следовательно, допустимости замазучиваемости земель практически нет. Есть данные по бензину - содержания его в почве до 1 г/кг. По регламенту рекультивации замазученных земель имеются определенные научные исследования, но правовые нормы отсутствуют.[ ...]

Эти мероприятия играют значительную роль в улучшении экологической обстановки на землях, нарушенных в результате хоз. деятельности. Нанесение рекультивационного слоя на нарушенные земли является одним из этапов рекультивации земель.[ ...]

Восстановление нарушенных территорий проводят в различных целях: для дальнейшего сельскохозяйственного использования в земледелии, садоводстве; под лесные насаждения, под водоемы, жилищное и капитальное строительство. Эффективным способом рекультивации является восстановление нарушенных земель путем посадки древесных пород или выращивания сельскохозяйственных культур на предварительно внесенном плодородном грунте, покрывающем отвалы. Древесные породы подбирают в зависимости от кислотности и механического состава грунта. Перед облесением рекомендуется высевать многолетние травы. Так, на Урале при озеленении терриконов и каменистых россыпей используют террасирование, посев злаков и бобовых с внесением торфа, с последующей посадкой вяза, ивы, кизильника. На отвалах фосфоритных разработок выращивают сосну и березу; на отвалах бурого угля - дуб, березу, сосну, белую акацию; при рекультивации гравийных и сланцевых карьеров - березу и сосну.[ ...]

Несмотря на протекторные свойства почвы, существуют пределы и уровни техногенного воздействия на окружающую среду, превышение которых приводит к необратимым последствиям. В экстремальных случаях техногенное воздействие вызывает такое глубокое изменение свойств почвы, что рекультивация возможна только в случае создания нового почвенного слоя, это требует длительного времени. Поэтому особое значение имеет рекультивация, восстановление техногенно нарушенных земель, а также превентивные меры.[ ...]

В настоящее время в подавляющем большинстве случаев ОБР и буровой шлам захороняются в земляных амбарах непосредственно на территории буровой после окончания бурения скважины. Это решение не обеспечивает надежной экологической защиты мест захоронения отходов. Положение еще более усугубляется тем, что такой метод требует длительного времени подсыхания содержимого амбаров перед их засыпкой с последующей рекультивацией, а это невыгодно в плане рационального народнохозяйственного использования земель. Вместе с тем этот метод ликвидации отходов бурения наиболее доступен по сравнению с другими, несмотря на безвозвратные потери бурового раствора. Обезвреживание же отходов позволяет не только повысить экологичность таких работ, но и обеспечить благоприятные условия для своевременной рекультивации отстойников с ОБР и шламом, исключив стадию длительного ожидания затвердевания их содержимого.[ ...]

Снятие плодородного слоя почвы при толщине более 15 см и перемещение его в отвалы рекомендуется осуществлять бульдозерами, а при меньшей толщине во избежание смешения плодородного слоя с минеральным грунтом применять автогрейдеры. Рекомендуется также плодородный слой снимать на всю толщину за один проход и в летнее время. При выполнении работ в зимнее время мерзлый слой следует разрабатывать бульдозерами с предварительным рыхлением на глубину, не превышающую толщину снимаемого плодородного слоя почвы. Полтавское отделение УкрНИГРи в целях повышения эффективности рекультивации земель буровыми предприятиями рекомендуется следующий порядок и объем проведения этих работ.

Комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества ГОСТ 17.5.1.01 83 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Рекультивация - земель (от лат. re приставка, означающая возобновление, и cp. век. лат. cultivo обрабатываю, возделываю * a. land reclamation; н. Bodenrekultivierung, Bodenwiederurbarmachen; ф. remise en etat des sols, rehabilitation des sols; и.… … Геологическая энциклопедия

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ - (от лат. re повторение и cultivo обрабатываю) восстановление почвенного покрова (завоз почвы) или, по крайней мере, планировка поверхности рельефа, нарушенного технической деятельностью человека, способствующая развитию процессов демутации… … Экологический словарь

рекультивация - сущ., кол во синонимов: 1 восстановление (50) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Рекультивация - искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (открытыми горными разработками и т.п.). EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ - (от ре... и ср. век. лат. cultivo обрабатываю, возделываю) полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного предшествующей хозяйственной деятельностью (добычей полезных ископаемых, строительством, сведением лесов и т.п.). Включает… … Юридическая энциклопедия

рекультивация - rekultivavimas statusas Aprobuotas sritis gamtos apsauga apibrėžtis Kasybos atliekų įrenginio paveiktos žemės apdorojimas siekiant atkurti jos patenkinamą būklę, ypač atsižvelgiant į grunto kokybę, augaliją ir gyvūniją, natūralias buveines, gėlo… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

рекультивация - rekultivacija statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Antropogeninių ir gamtinių veiksnių pažeistų miškų ar dirbamos žemės plotų ankstesnės būklės atkūrimas. atitikmenys: angl. recultivation vok. Rekultivierung, f rus. рекультивация … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

рекультивация - ж. Восстановление полное или частичное разрушенного плодородного слоя земли, растительности, рельефа местности и т.п. (возникших в результате прокладки дорог или трубопроводов, при разработке недр и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

рекультивация - рекультив ация, и … Русский орфографический словарь

Книги

  • Рекультивация нарушенных земель. Учебник Купить за 1691 руб
  • Рекультивация нарушенных земель. Учебник. Гриф УМО вузов России , Голованов Александр Иванович, Зимин Федор Михайлович, Сметанин Владимир Иванович. В учебнике излагаются теория и практика рекультивации нарушенных земель, деградированных агрогеосистем, очистка загрязненных земель, основанные на принципах природообустройства. Приведены…

Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества (ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения».
Согласно п. 1 Постановления № 140 рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Рекультивация проводится с целью их восстановления для ведения сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей в соответствии с Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ №525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя)обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель утвержден приказом Минприроды РФ и Роскомзема № 525/67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»
Грубейшим нарушением земельного законодательства при строительстве является отсутствие проекта рекультивации нарушенных земель. Рекультивация сельскохозяйственных земель, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

ЭТАПЫ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 этапы рекультивации земель - последовательно выполняемые комплексы работ по рекультивации земель.
Рекультивацию земель выполняют в два этапа:
технический - этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве. Этот этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель;
биологический - этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почв.
Согласно п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены следующие основные работы:
1. грубая и чистовая планировка поверхности отвалов, засыпка нагорных, водоподводящих, водоотводных каналов; выполаживание или террасирование откосов; засыпка и планировка шахтных провалов;
2. освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, производственных конструкций и строительного мусора с последующим их захоронением или организованным складированием;
3. строительство подъездных путей к рекультивированным участкам, устройство въездов и дорог на них с учетом прохода сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой техники;
4. устройство, при необходимости, дренажной, водоотводящей оросительной сети и строительство других гидротехнических сооружений;
5. устройство дна и бортов карьеров, оформление остаточных траншей, укрепление откосов;
6. ликвидация или использование плотин, дамб, насыпей, засыпка техногенных озер и протоков, благоустройство русел рек;
7. создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород;
8. создание, при необходимости, экранирующего слоя;
9. покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы;
10. противоэрозионная организация территории.

В соответствии с п. 1.13 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования. Биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа. Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации. Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда по искам органов исполнительной власти.
Определение размера причиненного вреда производится по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, либо на основе соответствующей проектной документации восстановительных работ, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы предусмотрена не только административная ответственность согласно ст. 8.6 КоАП РФ, но и уголовная (ст. 254УК РФ).
Невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель влечет наложение административного штрафа как на должностных, так и на юридических лиц (ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ). Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательстве порядке права пользования землей.

Согласно п. 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В Магаданской области созданы комиссии в Ольском, Сусуманском, Омсукчанском, Ягоднинском, Тенькинском, Северо-Эвенском административных округах, а также в г.Магадане (нет в Хасынском и Среднеканском).
В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.
В соответствии с п. 17 Основных положений приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы:
копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;
выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;
проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;
данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;
схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;
проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (проведении испытаний);
материалы проверок выполнения работ по рекультивации, осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;
сведения о снятии, хранении, использовании, передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами;
отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почв» за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке.
Перечень указанных материалов уточняется и дополняется Постоянной комиссией в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.
Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли. Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций. В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица.

Согласно п. 19 Основных положений при приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет:
соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации;
качество планировочных работ;
мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;
полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель;
качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором);
наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;
наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.

Объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель.
По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно п. 23 Основных положений в случае если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки.

М.Х. Вахаев, кандидат юридических наук.

Развитие в нашей стране земельного рынка ставит вопрос о разграничении обычных рыночных сделок и сделок, условия которых определяются не сторонами, а диктуются законом. В литературе их называют нормативными сделками <*>. Как представляется, договорные сделки в процессе развития рынка земель могут выйти за пределы их признанного круга и потеснить сферу действия нормативных сделок. Это можно проследить на примере такого института, как рекультивация земель, в котором почти все права и обязанности сторон заранее определены в законе. Поскольку правовые отношения сторон при рекультивации земель предопределены специальными нормативными актами, данные отношения нельзя считать договорными. Но это не всегда может быть их достоинством.

<*> См.: Горохов Д.Б. Гражданско-правовое и земельно-правовое содержание сделок с землей // Законодательство и экономика. 1995. N 15, 16. С. 38 - 46.

Рекультивацией принято называть работы по восстановлению плодородия продуктивных земель, которые потеряли его в результате вынужденного нарушения почвенного покрова. Обычно такое нарушение сопутствует всякого рода земляным работам, которые проводятся в горном деле, при строительстве, геологических изысканиях, добыче торфа и т.п. Цель рекультивации - "спасение" плодородного растительного слоя. Его называют также почвенным слоем, без изъятия и последующего сохранения которого трудно или даже невозможно окультурить нарушенные земли, когда на них будут проводиться восстановительные работы. Рекультивация может проводиться далеко не сразу после того, как будет снята почва. Все это время снятый растительный слой должен храниться в ожидании, пока он получит полезное применение. Чтобы не создавать излишних трудностей с хранением снятой почвы, закон допускает использовать ее не только на прежнем, но также на соседних участках, где с ее помощью возможно повысить плодородие земли.

Законодательство довольно нечетко определяет лиц, на которых ложится обязанность по рекультивации земель. Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ - это собственники и другие титульные владельцы земли. Они же обязаны снимать, хранить и использовать плодородный слой почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель. В первом комплексном правовом акте о рекультивации земель, принятом Советом Министров СССР в 1976 г. <*>, говорилось о "предприятиях, организациях, учреждениях", проводящих работы, которые нарушают земную поверхность. Это касалось, в частности, подрядных строительных организаций. Примерно такой же перечень обязанных лиц содержит аналогичный нормативный акт Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" <**>.

<*> СП СССР. 1976. N 11. Ст. 52.
<**> САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 779.

Но если речь идет о земляных работах, выполняемых для целей, например, строительства, то в них задействованы не только подрядные организации, которые арендуют машины и механизмы у других специализированных организаций и прибегают к услугам их механизаторов. Труд подрядчиков направляют и оплачивают заказчики работ. Последние пользуются при этом документами, которые составляют проектные организации. Спрашивается, на ком же лежит обязанность по рекультивации нарушенных земель?

Практика дает на это однозначный ответ: на заказчике работ, приводящих к нарушению почвенного слоя. Этот ответ захватывает также и земельные отношения. Если работы заказывал владелец земли, он же отвечает за ее рекультивацию. Но если он должен допустить на свою землю исполнителей работ, выполняемых по проекту, который он не заказывал, то обязанность по рекультивации несет заказчик этих работ. Обязанность рекультивировать землю ложится на ее арендатора, если инициатива проведения работ исходила от него, и т.д.

С экономической точки зрения затраты, которые производятся на рекультивацию, должны повышать ценность земли по сравнению с тем ее состоянием, в котором она находилась до рекультивации. При рыночных расчетах должна соблюдаться также следующая зависимость: прибавка ценности земли в результате работ по рекультивации должна превосходить произведенные для этого затраты. Но это последнее правило не является абсолютным. Рекультивацию иногда приходится выполнять не столько ради повышения ценности той земли, где она проводится, сколько для того, чтобы предохранить от разрушения (и обесценения) соседние земли. Так, неокультуренные отвалы породы горных разработок надо приводить в порядок не столько ради них самих, сколько для того, чтобы защитить от них соседние угодья, куда попадают с пылью вредные химические вещества, выносятся после ливней грязевые потоки. Но если отвлечься от таких случаев, то к рекультивации надо подходить так же, как к мелиорации земли, а именно: произведенные затраты должны окупаться в повышении ценности земли, на которой намечаются окультуривающие ее работы.

Однако ни правительственное Постановление 1976 г., ни Постановление 1994 г. это последнее требование не выдвигают. С точки зрения права дело выглядит так, что рекультивацию требуется выполнять любой ценой, невзирая на соотношение понесенных затрат и приобретаемых выгод.

Рекультивация земель в сельском хозяйстве. Как показывает опыт, наибольшие затраты требуются для восстановления земли в целях ее использования в сельском хозяйстве. При этом необходимо обеспечивать не только достаточно высокое плодородие вновь создаваемых почв, но также выровненный рельеф - условие, без которого невозможна производительная работа сельскохозяйственных машин. Гораздо дешевле обходится рекультивация для использования земли в лесном, а также в рыбном хозяйстве <*>.

<*> Использование восстановленной земли для создания охотничьих хозяйств, рекреационных зон, испытательных и учебных полигонов, подземных сооружений - это тоже возможные направления рекультивационных проектов. Однако пока эти возможности используются слабо.

Если почвенный покров нарушается в малонаселенной местности, где к тому же плодородие земли низкое (соответственно ценность земли невысока), то после выполнения горнодобывающих или иных отраслевых работ участок может быть оставлен под так называемое естественное зарастание; иными словами, природе предоставляется затянуть нанесенные ей раны собственными силами. Такой вариант допускается законом, если против него не возражают заинтересованные местные власти и государственная служба землеустройства. Когда земля отводится под горные разработки и другие временные нужды, то характер будущей рекультивации определяется еще до момента отвода. Как правило, претендент на землю должен представить проект рекультивации заранее - только в этом случае его ходатайство об отводе земли может быть удовлетворено. Такие проекты составляют имеющие опыт работ по окультуриванию земли институты, в том числе входящие в систему федерального агентства "Роснедвижимость".

Наличие проектов рекультивации служит известной гарантией того, что эффективность будущих затрат не будет проигнорирована. Проектные институты имеют полезную традицию соотносить намечаемые затраты и ожидаемые выгоды, поэтому их участие в рекультивации земель способствует выбору вариантов, обеспечивающих эффективность прогнозируемых затрат. Тем не менее полной гарантии это не дает, так как не исключено, что государственный орган, санкционирующий отвод земли, может потребовать осуществления излишне дорогого варианта рекультивации земли; во всяком случае закон не ставит преград таким требованиям.

Полезна практика Государственного института земельных ресурсов Минсельхоза СССР (ГИЗР), составившего список почв, при нарушении которых инициатор работ должен был позаботиться о снятии и сохранении растительного слоя. Для других почв это не требовалось. Таким образом, неограниченное требование закона о спасении теряемого растительного слоя фактически было ослаблено. Такие разъяснения к закону диктовались тем обстоятельством, что механизированные способы срезки растительного слоя не оправдывают себя в тех случаях, когда мощность этого слоя мала - меньше 15 см. Кроме того, маломощные почвы содержат, как правило, мало гумуса, и их плодородие невелико.

Понятно, что ГИЗР не являлся и не является законодателем в области земельного хозяйства. Тем не менее его вмешательство в процедуру регулирования рекультивации было симптоматичным. Оно свидетельствовало о том, что практика стремилась внести поправки в "бескомпромиссные" требования закона, не учитывающие экономических реалий.

В практике рекультивации земель сложилось также неписанное правило, согласно которому от обязанной организации нельзя требовать, чтобы срезанный растительный слой был переправлен на другой участок, если расстояние вывозки превышает 10 км.

С другой стороны, межведомственные соглашения выработали ряд дополнительных полезных требований к проводящим рекультивационные работы организациям. Сюда относится, например, создание в грунтовой засыпке так называемого экрана (водоупора), который должен способствовать сохранению влаги в верхних слоях насыпной почвы. Кроме того, требуется надежное перекрытие пород, содержащих сернистые соединения, поскольку иначе будет развиваться процесс окисления с образованием серной кислоты. К рекультивированным землям должны быть устроены подъездные дороги, правильность выполненных проведенных работ проверяет специальная комиссия, и т.п.

Таким образом, межведомственные контакты в области рекультивации земель внесли немало новых правил в дополнение к законодательным предписаниям. Эти новшества следовало бы учесть при совершенствовании законодательства. Одним из дополнительных его направлений должна стать обязательная экономическая оценка проектов рекультивации. Без этого условия рекультивация может оказаться оторванной от реальных интересов общества.

Законодательство о рекультивации земель не принимает во внимание случаи, когда "вторгающаяся" организация облегчает последующее освоение нарушенной ею земли. Это относится, например, к процессу добычи торфа на землях Гослесфонда, запаса и др. При освоении месторождений торфопредприятия земли осушают, расчищают от мелколесья и кустарника, проводят дороги. В ходе добычи из торфяной толщи извлекаются погребенные пни. После окончания работ местность оказывается подготовленной для ведения на ней лесного или сельского хозяйства в гораздо большей степени, чем это было раньше. В Подмосковье и других регионах выработанные торфяники успешно осваиваются садовыми товариществами, которым нередко передаются такие площади. Правда, при выработке торфа сокращается его накопленный объем, но по установленным правилам торфопредприятия обязаны оставлять на месте так называемый приданный слой торфа мощностью не менее 50 см. Обычно этого бывает достаточно для первоначального окультуривания почв, если они используются в сельском хозяйстве.

При карьерной добыче торфа образуются искусственные озера, которые в результате их окультуривания (в частности, после внесения извести) бывают пригодны для создания рыбных или охотничьих хозяйств. На выработанные торфяники иногда претендуют сами торфопредприятия, если им требуются площади для создания подсобных хозяйств или садовых товариществ. Таким образом, промышленная добыча торфа с последующим окультуриванием почв нередко приводит к созданию угодий более ценных, чем прежние торфяные болота <*>.

<*> Краюшкина Е.Г. Законодательство субъектов РФ о восстановлении земельных участков, нарушенных в процессе разработки недр // Законодательство и экономика. 1996. N 9, 10; Она же. Восстановление нарушенных земель - требование закона // Законодательство и экономика. 1999. N 5.

Это повышение ценности торфяных полей проходит пока что "мимо" торфяной промышленности. Всесторонний учет плюсов и минусов от воздействия на ценность земель организаций, вторгающихся на эти земли, был бы на пользу земельному хозяйству страны.

Перспективы развития законодательства о рекультивации земель. Рекультивация, проводимая по правилам экономики, не обязательно обеспечит полное восстановление прежнего потенциала плодородия и доходности обедненной земли. Иными словами, ее ценность может не восстановиться. Особенно часто так случается на сельхозугодьях. Разрушающие их организации, как правило, не погашают своего долга перед сельским хозяйством даже после проведенной ими рекультивации. С этим результатом пытаются бороться, обязывая вторгающуюся организацию внести сумму, необходимую для создания равноценного сельскохозяйственного угодья в другом месте <*>. Но такой метод нельзя признать адекватным по следующим соображениям.

<*> В частности, такие требования предусматривает Постановление Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства" // САПП РФ. 1993. N 6. Ст. 483.
  1. Он относится только к сельскохозяйственным землям. Все другие категории земель остаются не полностью компенсируемыми.
  2. Компенсационные расчеты не учитывают потери той пользы, которую прежде приносили земли, вовлекаемые в сельское хозяйство взамен утерянных.
  3. Вновь вовлекаемые в сельское хозяйство участки не обязательно окажутся качественно равноценными землям, которые были утрачены.
  4. Организация-плательщик, на чьи средства производится компенсация утрачиваемого угодья, не получает в собственность нарушенную ею землю, хотя, казалось бы, она компенсировала утрату в натуре.
  5. Наконец, нет гарантии, что средства, вкладываемые в натуральную компенсацию, используются достаточно эффективно, иными словами, получаемые выгоды могут не оправдать произведенных затрат. Таким образом, сама компенсационная операция является спорной с позиций рыночного хозяйства.

Как представляется, если вторгающаяся организация не восстанавливает нарушенную землю до уровня, обеспечивающего прежнюю ее доходность, от нее следует требовать погашения денежной разницы между новой оценкой земли и прежней. В этом случае можно рассчитывать, что организация сама будет заинтересована выполнить максимальный (экономически оправданный) объем работ по рекультивации нарушенной ею земли, с тем чтобы сократить сумму, которую она должна выплатить в счет указанной разницы в пользу собственника земли. Такое "рыночное" решение требует переработки законодательства о рекультивации земель.

Развитие денежных расчетов в земельном хозяйстве позволяет применить при рекультивации земель дополнительные стоимостные инструменты. Одним из таких инструментов мог бы стать полный выкуп земли, которая потребовалась добычной или иной организации, нарушающей почвенный покров и растительность. При этом ее обязанность по рекультивации не уничтожается. Но, закрепляя за собой испорченную землю, такая организация будет иметь полноценный стимул для проведения рекультивации при высоком ее качестве. Создание такого стимула - важное дополнительное условие добросовестного выполнения восстановительных работ.

Другой возможный прием (применяемый, например, в США и Канаде) - это взимание с инициатора добычи и других работ особых залоговых сумм, которые обеспечили бы проведение рекультивации в случае несостоятельности или иной неспособности со стороны временного пользователя земли. Если последний выполняет заранее поставленные перед ним условия по рекультивации нарушенной земли, залог возвращается.

В качестве залога могут фигурировать как деньги, так и надежные ценные бумаги. Залог вносится целиком до начала работ, но чаще происходит так, что обязанная организация пополняет его равномерно по мере отработки месторождения полезных ископаемых или выполнения иных земляных работ.

В отечественном законодательстве о рекультивации земель прослеживается идея максимально сократить сроки проведения этих работ, чтобы не оставлять "индустриальных пустырей" на неопределенно долгое время. Но эта тенденция таит в себе известную опасность. Организация, выполнившая в короткий срок предписанные работы по рекультивации нарушенных земель, может считать себя свободной от дальнейшей претензий. Между тем результаты биологической рекультивации, например, при посадке леса, могут сказаться не так скоро. В Англии отмечены случаи, когда уже после выполнения всех работ по посадке леса выяснялось, что почти половина посаженных деревьев не прижилась. Очевидно, что в таких ситуациях необходимо либо требовать от проводящей рекультивацию организации вносить залог как страховку неудачи выполненных ею работ, либо передавать средства для выполнения этих работ специализированной организации, отвечающей за конечный результат.

Законодательство и подзаконные акты о рекультивации земли разрабатывались в то время, когда все земли принадлежали государству. При этих условиях государство было вправе диктовать свои условия для всех, кто намеревался нарушить почвенный и растительный покров, изменить рельеф местности и внести иные перемены в ландшафт.

Ныне положение изменилось. Помимо федеральных земель появляются земли, принадлежащие субъектам Федерации, начала складываться и муниципальная собственность на многие виды земель. Кроме того, существенная часть сельскохозяйственных земель оказалась в частной собственности. Оставим за скобками проблемы, связанные с разграничением земельной собственности, и зададимся только одним вопросом: для всех ли этих земель продолжают действовать принятые ранее правила рекультивации?

Как представляется, нормы о рекультивации земель принимались государством в основном в качестве их собственника, а не органа власти. Но это не исключает варианта, что в некоторых случаях такие нормы имели в виду не земельно-хозяйственные интересы и доходы государства, а его заботу об интересах общества - начиная с охраны природы и кончая стремлением сохранить красоту ландшафтов. Для таких случаев правила об обязательной рекультивации земель должны иметь силу на всех территориях независимо от того, кому они принадлежат. В частности, эти правила должны действовать для всех публичных земель, хотя бы они принадлежали муниципалитетам или субъектам Федерации - по крайней мере до тех пор, пока последние не примут свои нормативные акты по этому предмету.

Что касается земель частного сектора, то общероссийские (а равно региональные) правила, относящиеся к рекультивации земель, если они направлены на охрану публичных интересов, должны применяться и к этим землям. В последнем случае, проводя земляные работы или допуская к их проведению посторонних, частный сектор обязан обеспечивать восстановление нарушенного почвенного, а в подлежащих случаях также растительного покрова независимо от того, заинтересован он сам в результатах рекультивации или нет. Здесь в отношении частного сектора применима уже упоминавшаяся концепция об обязанности включать в частные договоры условия, обеспечивающие публичные интересы.

Но если вопрос касается только частных интересов того или иного собственника, то более подходящим методом, регулирующим рекультивацию, является договор. Допуская проведение на своей земле земляных работ (в том числе выполняемых государственными организациями), собственник может требовать плату за то, что принадлежащая ему земля временно выбывает из его пользования. При этом не имеет принципиального замечания, обязан был собственник допускать производимые работы или же такие работы проводятся по свободному соглашению сторон. Одновременно он может потребовать проведения рекультивации нарушенной земли после окончания работ и выдвинуть условия такой рекультивации.

Понятно, что когда вторжение посторонней организации происходит помимо воли собственника, он заинтересован в том, чтобы объемы рекультивационных работ были наиболее полными. Но если он сам приглашает постороннюю организацию на свою землю и платит ей за выполненную работу (например, прокладку дороги, подземной коммуникации), то здесь возникает другая экономическая ситуация. Чем больший объем рекультивационных работ нужен собственнику, тем больше ему придется заплатить. В этих условиях он может ограничиться выставлением минимальных требований по рекультивации нарушенных земель, планируя со временем восстановить их плодородие своими силами.

Во всех подобных случаях целесообразно, чтобы собственник напрямую договаривался со вторгающейся организацией, не передоверяя чиновникам местных администраций вопросы о возмещении убытков, платежах и т.п.

Учитывая принципиальное несходство возникающих отношений при нарушении почвенного покрова и растительности на частных и публичных землях, законодательство должно разделить эти случаи. Следует также зафиксировать случаи обязательной рекультивации, вместе с набором обязательных работ, а также случаи рекультивации, объемы которой определяются по соглашению заинтересованных сторон.